Премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал старт реформы Академии наук. По его мнению, в сегодняшнем виде она неэффективна и нуждается в обновлении. Традиционно сопротивляющиеся переменам академики после смены руководства РАН могут оказаться более лояльны, но все будет зависеть от того, что правительство им предложит. Иначе Медведев получит удар, от которого может не оправиться.
На заседании правительства Дмитрий Медведев довольно неожиданно заявил вдруг о необходимости обновить систему научных организаций. По словам премьера, речь идет об академиях, которых в России насчитывается шесть: кроме собственно РАН, это академии образования, медицинских наук, сельскохозяйственных наук, архитектуры и строительных наук, а также художеств.
"Система управления этими структурами сложилась еще в 1930–1940-е годы прошлого века под влиянием субъективных факторов и, конечно, уже не в полной мере соответствует современным задачам развития страны, — сказал Медведев. — Система давно нуждается в обновлении, и эта тема обсуждается". Он добавил, что готовится законопроект на эту тему. Вспомнилось недавнее объявление Владимиром Путиным планов по объединению Верховного и Высшего арбитражного судов РФ — Медведев, видимо, решил не отставать от патрона.
Глава правительства отпустил еще одну реплику, на которую немедленно обратили внимание: "Важно дать возможность ученым заниматься наукой и исследованиями и избавить их от несвойственной функции управления имуществом и коммунальным хозяйством". Тут же последовали разъяснения от министра образования и науки Дмитрия Ливанова — для управления имуществом научных институтов создадут специальный орган исполнительной власти, условно Агентство научных институтов РАН.
Попытки реформирования РАН последние 20 лет разбивались о сопротивление самих академиков. Ученые стояли насмерть главным образом именно за собственность, считая, что РАН нуждается разве что в большем финансировании. Критики же указывали на маленькую эффективность научной деятельности РАН.
Месяц назад в РАН перевыбрали президента, бессменно руководившего академией Юрия Осипова сменил Владимир Фортов. И он признает необходимость перемен. В программе Фортова, например, как раз говорилось о необходимости "проанализировать реестр всего имущества и материальных активов Академии с целью их рационального использования, исключая возможность отчуждения имущества сторонними организациями" и "подумать о создании новой системы управления активами Академии ... в целях повышения эффективности использования государственного имущества, дополнительной поддержки фундаментальных исследований, расширения образовательной деятельности, решения социальных и иных проблем". Средства, полученные "от рационального использования части недвижимости РАН", писал Фортов, могут лечь в основу специализированных фондов для финансирования пенсионной, жилищной и других программ РАН.
В программе также отмечалась чрезвычайная бюрократизация РАН, необходимость децентрализации и перестройки работы аппарата, а также усиления взаимодействия с прикладной наукой и вузами. "В условиях реструктуризации прикладной науки и ее масштабного сокращения РАН может стать центром "аккреции", включив в свой состав ряд институтов, лабораторий и групп из прикладной науки", — считает президент РАН и добавляет немало о нужности тесной кооперации с высшей школой.
Это во многом перекликается с мнением министра образования Дмитрия Ливанова, который не раз говорил о реформе науки с переносом интеллектуальных центров в университеты. Фортов говорит о развитии в этом смысле самой академии, но направление мысли то же. Поэтому, хотя Владимир Фортов с Жоресом Алферовым и вышли в знак протеста из Общественного совета при Минобрнауки после критики Ливанова, можно надеяться, что руководство РАН по крайней мере будет с министерством сотрудничать в разработке планов реформы.
Необходимость перемен признают все, но успех реформы будет зависеть от условий, которые правительство предложит академикам: до какой степени сохранится их автономия, как ученые будут вовлечены в процесс управления имуществом, на каких условиях могут присоединяться институты, на каких условиях академики отраслевых академий будут входить в "большую" академию, и так далее. Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков пишет в блоге, что на вручении красных дипломов в МГУ "главной темой обсуждения в кулуарах стало слияние всех отраслевых академий с Российской академией наук". Большинство деканов факультетов МГУ — академики, отмечает он.
"Вопрос существования отраслевых академий должно решать само научное сообщество, — пояснил dp.ru Виталий Третьяков. — Скажем, академии образования и сельскохозяйственных наук, как мне видится, могли бы довольно безболезненно влиться в РАН, а вот с медицинскими науками такой уверенности нет. Академия художеств же — вообще отдельная академия со своей особенной спецификой".
У многих ученых есть опасения, что подоплека реформы — в стремлении отобрать у РАН землю и имущество, а не в повышении эффективности работы, продолжает эксперт. Академии принадлежат земельные участки и здания на десятки миллиардов рублей, в том числе в Москве, где сейчас парки. "Я предпочту, чтобы там стоял забор, нежели там построят очередной торговый центр", — говорит Третьяков, и его мнение явно разделяют очень многие ученые. Что касается позиции Владимира Фортова, то хорошо знакомый с ним Виталий Третьяков указывает, что мнения человека до избрания президентом и после могут сильно различаться.
С политической же точки зрения ход Медведева выглядит тем более смело, что именно министр Ливанов совсем недавно попал под огонь критики парламентской оппозиции — КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" потребовали от Владимира Путина уволить его. Был даже вынужден уйти в отставку замминистра Игорь Федюкин, также сторонник реформы РАН.
В такой ситуации столь решительная атака именно на этом фронте выглядит как игра "ва-банк" со стороны Дмитрия Медведева. Либо он докажет свою политическую состоятельность, если проведет реформу, либо получит такой удар со стороны академиков и депутатов, что вопрос об отставке встанет в полный рост.
За критикой дело уже не стало. Дмитрий Ливанов объявил, что будет упразднено звание члена-корреспондента, а членкоры станут в объединенной академии академиками — видимо, в попытке привлечь их на свою сторону. Замсекретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб заявил, что выступает против, так как между членкорами и академиками есть большая разница и объединить их — значит вызвать большой скандал.