Военно-морской салон: прощание с "Ленэкспо"

Автор фото: Свистунова Валентина

Военно-морской салон в последний раз прошел в "Ленэкспо" – в следующем году он, скорее всего, переедет в Шушары. На салоне представили несколько новинок, а вот конкретики по поводу экспорта российской продукции так и не появилось.

В минувшие выходные в Петербурге завершился VI Международный военно-морской салон, в последний раз прошедший на площадке "Ленэкспо" в гавани рядом с Морским вокзалом.
Следующий, седьмой салон, который состоится в 2015 году, пройдет на новой площадке. Согласно впервые представленной концепции, военно-морской салон разместится на намывной территории "Морского фасада". "Проект, который сегодня был впервые представлен публике, будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. Такие инвесторы есть, мы сейчас ведем с ними переговоры", — заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
Позже генеральный директор ЗАО "Морской салон" Михаил Золотарев заметил, что следующий салон будет проходить, скорее всего, в Шушарах. Там "Газпром", а точнее аффилированное с ним ЗАО "Экспофорум", строит новый конгрессно-выставочный центр. Его планируется запустить в 2014 году. На новую площадку будут переводиться все мероприятия из "Ленэкспо". Ранее "Экспофорум" поглотил "Ленэкспо" — павильоны выставочного комплекса на Васильевском острове будут разрушены, а затем на их месте планируется возвести элитное жилье.
Шушары — не очень подходящее место для военно-морского салона: там нет водоемов, где могли бы встать корабли, а без них военно-морской салон будет выглядеть весьма странно. Тем более, что Россия сейчас активно обновляет военный флот и к 2015 году со стапелей судозаводов могут сойти новые фрегаты, корветы, дизель-электрические подводные лодки и стать украшением салона.
Из нового вооружения военно-морских сил РФ в этом году на салоне были представлены малый артиллерийский корабль "Махачкала" — третий и заключительный корабль проекта 21630 "Буян", построенный судостроительной фирмой "Алмаз" и переданный флоту в декабре 2012 года, а также корвет (проекта 20380) "Бойкий", переданный флоту Северными верфями в середине мая этого года.
Осмотрев корвет, Дмитрий Рогозин высказал пожелание усиливать вооружение кораблей, не увеличивая их размеров. "Дальнейшие модификации этого проекта корветов, а также кораблей иного водоизмещения, фрегатов, будут связаны с формированием оптимальной схемы вооружения — то есть как можно больше оружия должно быть на корабле, который не "разбухает" в размерах", — пожелал Дмитрий Рогозин.
Впрочем, для начала предстоит доработать то вооружение, которое уже стоит, например, зенитно-ракетный комплекс "Редут" с вертикальным пуском ракет для кораблей класса эсминец, фрегат, корвет, которым оснащен "Бойкий", формально еще не принят на вооружение, поскольку неудачно прошел испытания — не смог поразить цели.
Что касается экспорта российских кораблей, то здесь пока нет никакой ясности. Крупный контракт с Индией на изготовление подводных лодок сорвался из-за того, что ЦКБ "Рубин", главный в стране разработчик дизель-электрических подводных лодок, не смог удовлетворить запросы заказчика — индийцы хотели строить на Адмиралтейских верфях лодку с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), но она еще не готова.
Заместитель руководителя ОАО "Рособоронэкспорт" Игорь Севастьянов заявил, что петербургские судостроители обязательно получат новые контракты, но уклонился от конкретики. "Могу сказать точно: все предприятия будут загружены работой, контракты подписываются", — заявил Севастьянов. По его словам, на данный момент ведутся переговоры по перспективным договорам на $80 млрд, из этой суммы 12–15% — это контракты по судостроению.