Редактор dp.ru Михаил Шевчук - о том, как Российская Федерация быстрыми темпами возвращается в Советский Союз.
В окружении президента существуют "иностранные агенты", Минфин заговорил о возврате советских вкладов, а молодых ученых привлекают к работе на оборонку. Картина российской действительности говорит о том, что мы как бы возвращаемся на старые рельсы — наверное, именно так бы и выглядел СССР XXI века без потрясений 1990–х.
Генпрокурор
Юрий Чайка
выступил с откровениями на заседании Совета Федерации в Таврическом дворце: надзорное ведомство проверило исполнение закона о некоммерческих организациях и выяснило, что кто–то кое–где у нас порой честно жить не хочет. "Установлены отдельные факты вовлечения в деятельность НКО, по сути выполняющих функции иностранных агентов, высокопоставленных государственных служащих, представителей политических партий, а также государственных учреждений", — сказал прокурор, предусмотрительно не назвав фамилий.
Раз имена не названы, под подозрением все. Кто эти госслужащие, каков уровень их высокопоставленности? А вдруг это министр, или советник, или даже помощник президента? Никто теперь не может быть уверенным, что в соседнем кресле на заседании в Белом доме или Кремле не сидит шпион.
Генпрокурор дает понять — мы все про всех знаем, но пока сидим в засаде и ждем. Если будет надо и кто–то дернется — сразу расскажем в подробностях. В центральной печати, как всегда неожиданно, появится сообщение: имярек, оказывается, был английским шпионом, ТАСС уполномочен заявить. Где–то все это уже было.
Всю неделю обсуждали создание научных рот в Минобороны. Уже, говорят, первые две сформированы и будут служить в Подмосковье и в Воронеже. "Ученых солдат" будут прикреплять к профильным предприятиям ВПК и оборонным НИИ, военные хотят, чтобы они поработали над беспилотниками и прочими роботами. Сергей Шойгу даже сказал, что "начинает охоту" за учеными, в частности, победителями недавнего чемпионата мира по программированию из ИТМО. И эта практика не нова — в СССР молодых ученых вовсю привлекали к военным разработкам, правда, в армию формально не призывали, но в том просто не было нужды, вся страна была как армия, отлично работали "почтовые ящики".
Ну и со своей стороны Минфин вспомнил наконец о советских вкладах и внес законопроект о компенсациях. За один "сгоревший" в 1991–м советский рубль министерство предлагает выплачивать четыре нынешних российских рубля. Минэкономразвития спорит — надо выплачивать 85 к одному, считают там.
Куда ни посмотришь, везде стремительное Back in the USSR. Это не 1937–й, конечно, но где–то вторая половина 1980–х. Что–то можно, но тихо и аккуратно, и не все. Гласность как бы есть, но злостных диссидентов высылают и сажают, а низкопоклонство перед Западом шельмуют в газетах.
Страну возвращают на старые рельсы. Ведь как–то так, наверное, и развивался бы СССР, если изъять из истории этот суматошный период девяностых–нулевых. Вот если представить, что все это: перестройку, митинги, путчи, Ельцина, реформы Гайдара и войны олигархов — как–нибудь вычеркнуть, забыть, как говорят в Интернете, "развидеть", то вот к этому бы и пришли. Прогресс не остановить, разрешили бы, конечно, определенные свободы, торговлю, кооперацию, Интернет и все такое, но без развала всего и вся и с сохранением полного государственного контроля. СССР XXI века выглядел бы примерно так, как сейчас начинает выглядеть Россия, все идет по плану.