Исход дела Навального и Офицерова не вызывал ни у кого никаких сомнений с самого начала. Оба фигуранта выслушали обвинительный приговор, не отрываясь от соцсетей, где прощались и пытались шутить. Пять лет одному и четыре — другому, оба взяты под стражу. В стране появился еще один политзаключенный.
Если кто-то сомневался, что Следственный комитет доведет дело Навального до приговора, он ошибался. Но таких людей, кажется, не было. Даже сам оппозиционер с самого начала процесса утверждал, что готов к тому, чтобы сесть. Такие дела в суде не разваливаются — точнее, они вообще не зависят от тех факторов, от которых в принципе может развалиться дело. От показаний свидетелей, экспертиз или выступлений адвокатов. Приговор практически полностью повторял обвинительное заключение, у судьи Сергея Блинова сомнений оно не вызвало, вина, сказал он, полностью доказана.
За организацию хищения и растрату государственного имущества в особо крупном размере Алексей Навальный приговорен к пяти годам общего режима со штрафом в 500 тысяч рублей, Петр Офицеров как пособник — к четырем годам общего режима. Оба взяты под стражу в зале суда, на имущество наложен арест.
Вкратце сюжет обвинения в том, что советник губернатора Кировской области Алексей Навальный, используя служебное положение, принуждал КОГУП "Кировлес" продавать лес "Вятской лесной компании" Петра Офицерова по заведомо заниженным ценам, чем причинил ущерб в 16 млн рублей. Защита пыталась доказать, что цены были вполне рыночными, а деньги почти все вернулись на счета "Кировлеса" в счет, собственно, оплаты леса. Свидетели обвинения путались в показаниях и не подтверждали выводы следствия, свидетелей защиты суд вызывать отказался. За ненадобностью, надо полагать.
Навальный
дразнил власть, признался как-то в интервью "Известиям" представитель СКР Владимир Маркин, и тем самым сразу дал понять, что дело политическое, а значит, Навального посадят. От политической подоплеки, как и в случае с делом Михаила Ходорковского, никуда не деться: даже те, кто считает, что Ходорковский виновен, указывают на его лоббистскую деятельность в Госдуме, даже прокремлевские идеологи, выступая перед молодежью, объясняют, что Ходорковский бросал вызов Путину.
Через совсем непродолжительное время никто не вспомнит, что там было в этом деле "Кировлеса", кто что у кого украл и сколько. Запомнят, что Навальный разоблачал коррупционеров, рисовал схемы откатов и офшоров, приклеил на "Единую Россию" ярлык "партия жуликов и воров", выступал на Болотной площади, и его посадили. У него много сторонников и последователей, он способен продемонстрировать активность и энергичность, в глазах многих обитателей интернета он выгодно отличается от политиков старой формации необычными задумками. Но кому до этого есть дело? Кремль, конечно, испортит имидж в глазах мировых правозащитников или там прогрессивной общественности, но Кремлю давно на это наплевать, его решения просты и прагматичны, никаких многоходовок. Дела Ходорковского и Магнитского никак же на Путина не повлияли, не повлияет и это дело.
Перед самым приговором Навального зарегистрировали кандидатом в мэры Москвы. Решение выглядит лицемерным, вряд ли и в мэрии, и в Кремле сомневались в исходе процесса. Еще за день до того, как судья Сергей Блинов произнес цифры срока, Сергей Собянин говорил, что Навальный наверняка продолжит участвовать в выборах. Формально так оно и есть — пока решение суда не вступит в силу, пояснил глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, у Навального есть время, он может обжаловать приговор. Зачем-то властям нужно, чтобы он был на этих выборах, оттенял как-то Собянина. Может быть, нужно сначала показательно победить сидящего за решеткой Навального, а потом уж и в колонию, чтобы не думали, будто оппозиционера испугались.