Политики "официального толка", похоже, перестали видеть в соцсетях инструмент для пропаганды. Группы поддержки существуют скорее формально. У первых лиц государства больше подписчиков, чем у оппозиционеров, но меньше активности сторонников. Отношение к сетям хорошо видно на примере сайта ОНФ с фейковыми картинками.
Группы поддержки политиков в соцсетях стали появляться с развитием самих соцсетей, а самый мощный толчок дали революции в Египте и Тунисе. Их участники координировали свои действия через Twitter и Facebook, так что появился даже термин "twitter-революция", а в России Дмитрий Медведев даже попытался ввести моду на ведение блогов.
Но губернаторы и министры в основном относились к блогам спустя рукава, а позже и вовсе их забросили. После того как в Кремль вернулся Владимир Путин, чиновники и вовсе получили неофициальные рекомендации в блогах не вещать. Стали сокращаться и группы поддержки.
Перед выборами президента "ВКонтакте" появились и быстро раскрутились не без помощи администрации группы "Мне реально нравится Путин" и "Медведев — наш президент". Количество участников превышало 120 тыс., администрация проводила акции и конкурсы. "Путинцы", например, организовали массовое нанесение на стены домов граффити "Я люблю Путина", девушки разрывали на себе майки (это называлось "Порву за Путина", устраивали бесплатную автомойку и даже заводили в честь своего кумира огороды. Фанаты "покровителя блогеров" отвечали танцевальными флешмобами и фотовыставками, с ними Медведев даже встречался.
Сейчас в группе реально любящих Путина лишь чуть более 60 тыс. участников, то есть вдвое меньше. Жизнь в сообществе, впрочем, поддерживается, но конкурсы уже не выходят за его рамки — сейчас, например, там рисуют коллажи на тему президента и диснеевских мультфильмов. Медведевские сторонники поменяли в названии "президент" на "премьер", группа насчитывает около 34 тыс. членов. Существуют и другие группы, посвященные руководителям страны, но они куда малочисленнее.
Ни в какое сравнение с группой "РосПил — Алексей Навальный" они по численности не идут. В этом сообществе насчитывается почти 250 тыс. человек, не считая других групп (так, в "Команде Навального" состоит 14 500 участников). В отличие от групп Медведева и Путина, там вовсю идет агитация и вербовка волонтеров за Навального, который сейчас баллотируется в мэры Москвы.
На Facebook картина другая. У неофициальной страницы в поддержку Путина 160 тыс. поклонников, а у Навального — всего 55 тыс. Но все рекорды бьет Медведев, у которого их более миллиона. Страницы президента и премьера представляют собой ретрансляцию новостей с официальных сайтов, но обсуждают их не менее активно, чем новости Навального. Хотя такое количество поклонников может объясняться статусом "хозяев" страниц, так же как и в Twitter.
И.о. мэра
Сергей Собянин такими глупостями как агитация в соцсетях не занимается. "ВКонтакте" группа "Общественный штаб в поддержку Собянина" насчитывает 1700 человек, в Facebook он не представлен, а на официальной странице кандидата в мэры нет, как это сейчас принято, ссылок на соцсети.
Парламентские партии тоже не назвать активными. У "Единой России" немногим более 4 тыс. подписчиков в Facebook, у КПРФ — 2557, у ЛДПР — 554, у "Справедливой России" и того меньше. Даже у "Гражданской платформы" всего чуть больше тысячи подписчиков. "ВКонтакте" дела обстоят получше — страница компартии привлекла почти 23 тыс. человек, ЛДПР — около 51 тыс., а вот у справороссов самая крупная группа не дотягивает и до 2 тыс. У партий есть также страницы и сообщества региональных отделений. Коммунисты, кстати, на днях объявили о создании собственной соцсети сторонников КПРФ — там с ними никто не будет конкурировать по численности и активности.
Хождение политиков в интернет оказалось преходящей модой в эпоху Медведева, когда казалось, что принципы политики сейчас могут измениться. Как только стало понятно, что Путин не собирается ничего принципиально менять, отпала надобность и в группах. Интернет-поддержка, как оказалось, просто не нужна, потому что она никаким образом не сказывается на ходе и результатах выборов для мейнстримных политиков. Для них по-прежнему куда важнее мнение президентской администрации и работа с избиркомами. Электорат из интернета все равно привлечь не удается. Путин с легким сердцем отдал эту площадку оппозиции, а движение "Наши", плотно занимавшееся интернет-кампаниями, было окончательно распущено.
Об отношении партии власти к соцсетям говорит не только полное их игнорирование Собяниным. Прекрасную иллюстрацию можно найти на сайте Общероссийского народного фронта: на самом видном месте там красуются иконки всех основных соцсетей, но кликать на них бесполезно — они никуда не ведут, потому что это просто изображения, а не ссылки на группы.