Второй этап интернет-выборов символов России завершился скандалом: главная мечеть Грозного "Сердце Чечни" в последний момент уступила первое место Коломенскому кремлю. Рамзан Кадыров впал в ярость и потребовал назад деньги, потраченные чеченцами на смс-голосование.
Зрительское голосование на втором этапе проекта "Россия 10" завершилось. Заключительный этап был похож на гонку из приключенческого фильма: мечеть "Сердце Чечни", победившая на первом этапе, уверенно лидировала и во втором, пока на это не обратила внимание блогосфера.
В Чечне победа мечети стала делом принципа. По всей Чечне шла кампания по голосованию, власти даже устраивали митинги на эту тему, уверяя, что все расходы на смс засчитываются как милостыня и угодны Аллаху. Жители республики слали смс как заведенные, ведь их количество было не ограничено, и развернули бурную деятельность в соцсетях. Возглавил ее сам Кадыров, призывавший голосовать за мечеть не жалея сил.
Но в последнюю неделю патриотическая интернет-общественность обратила внимание на проект, принявшись голосовать за Коломенский кремль, чтобы не дать мечети занять первое место. Голосовать за кремль призывали и оппозиционеры, например, Дмитрий Гудков. До последнего момента лидеры шли ноздря в ноздрю, и в результате кремль набрал 38,6 млн голосов, а "Сердце Чечни" — 38,2 млн. Чтобы было понятно — скульптурный парк "Легенда", расположившийся на третьем месте, получил всего 1,6 млн.
Кадыров впал в гнев и ярость. Сначала он пообещал написать заявления в Генпрокуратуру и Следственный комитет с требованием проверить операторов "Мегафон" и "Билайн", которые-де деньги зачисляли, а голоса не засчитывали, сказав, что это "откровенное мошенничество". А когда стало понятно, что мечеть осталась второй, заявил, что снимает "Сердце Чечни" с голосования, объявляет "Мегафону" и "Билайну" бойкот, и наконец потребовал от сотовых операторов "немедленного возврата всех денег, потраченных гражданами при голосовании в конкурсе". Хотя ранее голосование за мечеть тоже вызывало немало вопросов: за одну ночь она получила более миллиона голосов.
Из голосов, поданных за мечеть, не менее 15 млн было подано через смс. Одно сообщение стоило в среднем 3,45 рублей, но в одном смс-сообщении можно было подать сразу три "голоса". Даже если учесть это обстоятельство, организаторы "развели" доверчивых чеченцев как минимум на 17 млн рублей.
Примерно столько же они заработали на любителях Коломенского кремля. Зато у них осталось чувство глубокого удовлетворения от того, что они как бы победили Кадырова в тяжелой битве по смс и заставили сердиться. Всем приятно. Тут же не символы России выбирали, на это-то всем было в целом наплевать.