Результаты выборов мэра Москвы и еще нескольких крупных городов показывают, что расстановка политических сил в России изменяется. В блоге Financial Times старший партнер аналитическо-консалтинговой фирмы Macro-Advisory Крис Уифер попытался ответить на вопрос, как инвесторам стоит относиться к московскому мэру.
Протесты конца 2011 года и начала 2012 года, наконец, начинают оказывать позитивное влияние. Конечно, кремлевские критики скажут, что результат московских выборов был предсказуем, и ничего не изменилось. Но они неправы, считает Крис Уифер.
Сергею Собянину, действующему мэру и воскресному победителю, пришлось побороться. Что еще важнее, его главный конкурент, участник антикоррупционной кампании Алексей Навальный, собрал почти 30% голосов и утвердился как фактический лидер оппозиции в глазах нового поколения. В других городах кандидаты от оппозиции вообще обошли кремлевских, что на предыдущих выборах было бы просто делом неслыханным.
Давайте проясним, какие политические тенденции намечаются в России и какие риски они влекут за собой. Результаты воскресенья еще не означают, что в стране начнется что-то вроде "арабской весны" или каких-нибудь других движений, как на Украине или в Кыргызстане, но уже свидетельствуют о том, что следующие важные выборы Госдумы в декабре 2016 года станут намного интереснее прежних. Совсем нет. Явка избирателей в Москве составила всего 30%. Это подтверждает, что большинству людей просто неинтересна политика.
Задача Кремля — гарантировать, чтобы это равнодушие сохранялось (если правительство хочет сохранить господство прокремлевских кандидатов и партий). Однако сделать это становится труднее. Способы, которыми Кремль будет решать эту задачу, прямо повлияют на доходность инвестиций. Первая проблема, которая встанет перед Кремлем, — не допустить, чтобы неизбежные митинги в поддержку Навального вышли из-под контроля, как было в 2011 году. Все полагали, что верхушка власти будет спокойно следить за порядком на запланированных митингах, но Кировский суд приговорил оппозиционера к пяти годам лишения свободы за мошенничество.
Вторая проблема — нужно обеспечить незаинтересованность людей в оппозиционной политике. Для этого правительство должно гарантировать, что экономика останется сильной, и в 2014 году не начнется рецессия. Опросы общественного мнения показывают, что инфляция, трудоустройство, рост зарплаты и доступное жилье волнуют людей больше, чем политические перестановки. Мировая история насчитывает множество примеров, когда ухудшение первого вызывает усиленный интерес к последнему. Российское министерство экономики давно снизило прогнозы роста на следующий год с 3,5% до 1,8%.
После выборов мэра следующим полем битвы станет судьба рубля. Центральный банк до сих пор сопротивлялся давлению, которое принуждало его сократить исходные процентные ставки, чтобы сосредоточиться на инфляции и денежно-кредитной стабильности. Политики хотят стимулировать экономику, одно из главных предложений — снижение ставок по кредитам.
Изменения в расстановке политических сил России могут тянуться медленно, но выборы 9 сентября доказывают, что они все-таки есть. Это значит, что Кремль будет делать все, чтобы сохранить здоровье экономики. Инвесторам не нужно бояться нестабильности, которую вызовут новые политические тенденции в России. Нужно надеяться, что перемены заставят власть сосредоточиться на обещанных реформах. Это изменит отношение к России больше, чем цены на нефть.