Крестный ход на Невском проспекте в честь 300-летия Александро-Невской лавры собрал около 20 тыс. человек. У самой лавры верующих встретил патриарх Кирилл, от которого горожане узнали, кто стал для обители неожиданным благодетелем и как можно ориентироваться на Запад, не теряя исконных корней.
300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского было решено отметить с размахом и провести по Невскому проспекту крестный ход — от Казанского собора до самой лавры. Колонна верующих, насчитывающая до 15 тыс. человек, начала движение в 11 часов. Возглавляло ее духовенство, а его в свою очередь — скромный депутат ЗакСа Виталий Милонов.
В лавре в этот момент проводил службу патриарх Кирилл. Там были и руководители города во главе с Георгием Полтавченко, а также экс-губернатор, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и сенатор Вадим Тюльпанов. Присутствовал на крестном ходе и глава Ленобласти Александр Дрозденко. Предполагалось, что их малый крестный ход встретится с большим на площади Александра Невского. Правда, верующие так быстро шли, что обогнали график. Пару раз крестный ход пришлось приостанавливать на несколько минут.
Но в итоге все удалось состыковать. Когда колонна подошла к площади, на больших экранах началась трансляция из Свято-Троицкого собора. Гости стали дарить подарки — Кирилл преподнес лавре изображение креста Господня и наместнику лавры, епископу Кронштадтскому Назарию — панагию, а Георгий Полтавченко подарил от Русского Афонского общества список с иконы божьей матери с Афона.
Патриарх же отметил Назария орденом Сергия Радонежского II степени, а орден Серафима Саровского II степени получил вице-губернатор Игорь Дивинский. Полтавченко получил только пожелание успехов в управлении. Интересно, что прошлый масштабный крестный ход, в ноябре 2012 года, возглавлял другой вице-губернатор, Василий Кичеджи. На этот раз его не было в голове колонны, он не получил орденов, и видимо потерялся в тени коллеги, хотя и участвовал вместе с еще одним вице-губернатором Маратом Оганесяном.
Был на этом торжестве и еще один триумфатор. Вручив ордена, Кирилл неожиданно вспомнил, что у него есть еще подарок. С этими словами предстоятель РПЦ достал из ларца драгоценный потир, сказав, что это дар одного скромного человека (такого скромного, что он даже не смог присутствовать) — Вадима Жимирова. "Благодетель наш", — сказал о нем патриарх.
Жимиров
— депутат ЗакСа первого созыва, создатель и владелец компании "Аврора", которой принадлежит портовый терминал для перевалки автомобилей в Вистино. Два года назад он также привез и подарил Казанскому собору частицу пояса Богородицы. В СМИ сообщалось о его службе в ГРУ и о связях с криминальными авторитетами, в частности, с покойным Константином Яковлевым (Костей Могилой). У него уже есть целая россыпь церковных наград, кроме того, Вадим Жимиров одно время входил в политсовет петербургской "Единой России".
Неизвестно, какого размера должны быть драгоценные каменья на потире, чтобы удостоиться публичных похвал от самого патриарха, но оно того явно стоило.
Благодарственные речи произнесли Валентина Матвиенко и Георгий Полтавченко. Они радовались возрождению старинной традиции и напоминали цитату Александра Невского "Не в силе Бог, а в правде". А епископ Назарий поблагодарил за реконструкцию лавры главу "Газпрома" Алексея Миллера — естественно, не святой же дух должен ремонтировать обитель. Миллер выделил обители в прошлом году 250 млн рублей.
Наконец слово взял патриарх Кирилл. Он посвятил свое пастырское слово евангельской цитате "Носите бремена друг друга и таким образом соблюдете закон Христов". Именно это, то есть вставание грудью за соотечественников, помогло Александру Невскому в свое время победить шведов, раскрыл патриарх. Он рассказал, что Петр I, активно перенимая в свое время западные обычаи, не зря основал лавру и распорядился перенести сюда мощи князя: само по себе перенимание западных моделей, сказал он, может привести к утере национальной идентичности. Поэтому, глядя на Запад, россиянам обязательно нужно стоять на православных ценностях. Без веры же сохранение ценностей и народная солидарность невозможны, резюмировал он.
Следом был неизбежно задействован другой столп российской государственной идеологии - ветераны. Поздравляли участников ВОВ, награжденных "орденом святого благоверного князя Александра Невского". Правда, вряд ли до наших дней дожил кто-то из кавалеров еще царского ордена, который как раз носил такое название. В советское время, когда ветераны получали свои ордена, это был просто орден Александра Невского как военачальника, без всяких указаний на святость. Но в наше время политически правильней, конечно, ее добавить.