"Лента" может выручить на IPO в конце октября до $1,5 млрд

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Сеть гипермаркетов "Лента" собралась на IPO в конце октября. В ходе размещения планируют привлечь до $1,5 млрд. Компания разобралась со своими корпоративными сложностями, наращивает прибыль и имеет все шансы оживить удачным IPO российский рынок.

Давно уже крупные российские компании не отваживались на IPO, но совсем скоро у них может появиться пример для подражания. По данным ряда СМИ, в конце октября на размещение собралась сеть гипермаркетов "Лента", которая в качестве площадки выбрала Лондонскую фондовую биржу. По словам источника в финансовых кругах, компания рассчитывает привлечь до $1,5 млрд.
Разговоры о грядущем IPO шли уже давно - аж с 2009 года, но тогда планам вполне готовой к этому компании помешал конфликт акционеров. TPG и "ВТБ Капитал" с одной стороны (владели 30,8% компании) и предприниматель Август Мейер (41% акций компании) никак не могли договориться о дальнейшей стратегии ее развития и кандидатуре гендиректора.
Однако в сентябре 2011 года конфликт разрешился, и все акции, принадлежавшие Мейеру, были выкуплены TPG, "ВТБ Капиталом" и ЕБРР за $1,1 млрд (вся компания оценивалась в $2,6 млрд). На данный момент 50,1% акций компании принядлежат TPG, еще 21,6% - у ЕБРР, а "ВТБ Капитал" владеет 11,8%. Еще 16,4% акций "Ленты" находится в руках миноритариев. Ранее потенциальными покупателями сети уже назывались Wal-Mart и Carrefour.
Но разрешенный акционерный конфликт - еще не главный плюс этого актива. Весомым достоинством являются и финансовая отчетность ритейлера. В 2012 году "Лента" смогла увеличить чистую прибыль до 6,3 млрд рублей (в пять раз), а рентабельность OIBDA (очищенная от влияния неоперационных статей доходов и расходов) составила 11,6% при 10,2% в 2011 году. В самой компании такие результаты объясняют эффективностью операционной модели и обширной долей собственной недвижимости.
Но на этом "Лента" не остановилась - за первое полугодие 2013 года сеть нарастила выручку по РСБУ на 27,6% - до 68,3 млрд рублей. Ее темпы роста являются одними из лучших на рынке - для сравнения, "О'Кей", тоже зарабатывающий в основном на гипермаркетах, за этот же период смог увеличить выручку лишь на 19,3% - до 63,9 млрд рублей. "Магнит" смог увеличить показатель на 31,5% - до 272,8 млрд рублей, Х5 Retail Group - на 7,9% до 259,4 млрд рублей.
Компании еще предстоит покорять Москву - только во втором квартале "Лента" открыла свой первый супермаркет в городе и гипермаркет в Балашихе. В целом руководство компании нацелено на активную географическую экспансию. В период 2013-2016 годов ритейлер планирует открывать по 18 гипермаркетов ежегодно.
"В случае успешного размещения Ленты в секторе появится больше интриги, потенциально добавится больше интереса и новостных поводов. Среди публичных продуктовых ритейлеров инвесторы стандартно выбирают высоколиквидные бумаги "Магнита", делают осторожную ставку на X5 или "О'Кей", или мирятся с относительно низколиквидными бумагами Дикси. И пристально наблюдают за исполнением компаниями своих финансовых прогнозов по темпам роста. Стратегия развития "Ленты", в целом, довольно близка к ее ближайшему конкуренту - "О'кей": обе компании делают ставку на развитие формата гипермаркет, имеют схожую географию присутствия на рынке, ключевой может стать разница в темпах развития. Поэтому Лента имеет большие шансы получить высокий интерес инвесторов", - считает Наталья Колупаева, аналитик "Райффайзенбанка".