Прокуратура выяснила, что спорные земли Баболовского парка в 22,7 га были проданы чиновниками КУГИ в 2005 г. за 1,3 млн рублей, а потом перепроданы частниками за 12 млн. Однако дело о мошенничестве надзорное ведомство возбуждать отказалось, установив, что никакого обмана в этой сделке не было.
Депутат
Госдумы Оксана Дмитриева получила ответ из прокуратуры Петербурга на свой запрос касательно части Баболовского парка, где шведская компания Steelmar scandinavia AB собирается строить коттеджный поселок на 70 домов.
Дмитриева
просила у прокурора города Сергея Литвиненко проверить законность приобретения шведами участка — дело в том, что он входит в границы объекта культурного наследия, и вообще не подлежит отчуждению из государственной собственности.
Борьба за
Баболовский парк, в которой участвует и Дмитриева, ведется уже несколько лет — сначала там собирались построить гольф-клуб, инвестором выступала датская компания Pushkin development AS. Но Георгий Полтавченко после возмущения общественности лично вмешался в процесс, и гольф-клуб отменили. Правда, тут же выяснилось, что теперь речь идет о коттеджах, которые строит уже шведская компания Steelmar scandinavia AB. КГИОП даже судился со шведами в Арбитражном суде, настаивая на отмене распоряжений о строительстве, но проиграл.
Читайте также:
Парк за миллиард
Надзорное ведомство, как следует из ответа, установило, что нарушение закона действительно имело место. В документе сказано, что в 2005 году, "в нарушение требований ФЗ "Об объектах культурного наследия" некие "неустановленные лица изготовили передаточное распоряжение, подписанное заместителем председателя КУГИ Олегом Ляпустиным", по которому участок в 227 340 м2 (бывшие земли обанкротившегося кооператива "Цветы") был передан ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" для продажи ООО "Базис" за 1,3 млн рублей. Это тот же "Базис", что выкупил и участок в Таврическом саду, позже доставшийся банку "Санкт-Петербург". Судьба участков складывалась одно время похожим образом: и в Баболовском парке, и в Таврическом саду застройкой собиралось заниматься ООО "Веда-эстейт", входившее в алкогольный холдинг "Веда" ныне покойного Кирилла Рагозина. Затем оба перешли в собственность близких к Минобороны времен Анатолия Сердюкова владельцев ООО "Автокомбалт" Артура Позова и Александра Усова. В Таврическом саду участок в итоге отошел структурам, подконтрольным Юрию Ковальчуку, который строит там кабаре.
А гектары
Баболовского парка были перепроданы Усову и Позову всего через два месяца, но уже за 12,6 млн рублей. И еще через четыре месяца, в декабре 2005 года, отчуждены в пользу Steelmar scandinavia. "В то время недооценка земли часто встречалась, — рассказал Андрей Степаненко, в то время возглавлявший "Фонд имущества Санкт-Петербурга. — До принятия федерального и региональных законов о кадастровой оценке земли земли нередко оценивались заметно дешевле, чем на вторичном рынке или на торгах. В распоряжении КУГИ были перечислены все основания для оценки земли исходя из тех законов, что действовали на тот момент".
Интересно, что судя по шведским базам организаций в руководство Steelmar scandinavia AB наряду со шведами и одной киприоткой входит петербуржец Дмитрий Медведев — тезка премьера, правда, с другим отчеством. Он бизнесмен, по данным СПАРК, владеет в частности ТВК "Драйв-парк" на Лахтинском проспекте, где продаются яхты, снегоходы, квадроциклы, находится автомобильное тюнинг-ателье, а также занимается продажей металлопроката, в том числе за рубеж. Так, Медведев владеет половиной ООО "Евро металл групп", в структуры которого входит железно-рудное предприятие в Белгородской области, а его партнеры по бизнесу тоже владеют компаниями по торговле железными и стальными изделиями в Швеции. Кроме того, бизнесмен возглавляет совет директоров ОАО "Цементный элеватор" в Петербурге.
Примечательно, что Steelmar scandinavia AB, судя по базам данных, принадлежит офшору Giselmo enterprises limited, зарегистрированному на Британских Виргинских островах. А ему, в свою очередь, принадлежит Pushkin development AS, упоминавшийся в связи с планами строительства гольф-клуба, зарегистрированный в Дании, в городе Ольборг.
Прокуратура, однако, отказалась возбуждать дело по статье "мошенничество", придя к выводу, что никакого мошенничества не было. Видимо, разделяя мнение Андрея Степаненко, надзорный орган пишет, что для мошенничества необходим такой признак как обман или злоупотребление доверием собственника. А чиновников никто в заблуждение не вводил — то, что земля относится к категории земель историко-культурного наследия, в КУГИ знали, и это даже указано в договоре. То есть они знали об обременении, "однако мер по сохранению объекта культурного наследия не приняли".
Поэтому, хотя достаточных данных о наличии признаков мошенничества прокуроры не нашли, они признали незаконным и необоснованным решение об отказе в возбуждении уголовного дела следователями ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, принятое в марте 2013 года. Тогда Дмитриева также добивалась возбуждения дела о мошенничестве. Прокуратура же отправила материалы на дополнительную проверку, указав, что полиции нужно решить вопрос о передаче дела в Следственный комитет для поиска в действиях руководства КУГИП признаков злоупотребления служебным положением, превышения должностных полномочий и халатности.