Владимир Якунин дал большое интервью, в котором постарался показать себя человеком скромным и простым. Компромата против него все больше, деньги в бюджете кончаются, позиции Якунина уже не незыблемы, отсюда и обращение через СМИ к одному читателю.
В четверг глава РЖД Владимир Якунин дал большое интервью информагентству "Прайм". Он, в частности, заявил, что "готов к любому решению властей о его контракте", а также рассказал кое-что об истории кооператива "Озеро". И это был первый случай в истории, когда крупный член кооператива высказался по данному вопросу.
Кооператив был учрежден в 1996 году Владимиром Путиным и еще семью пайщиками: Владимиром Смирновым, Николаем Шамаловым, Владимиром Якуниным, Юрием Ковальчуком, Виктором Мячиным, Сергеем и Андреем Фурсенко. Как оказалось, кооператив – просто-таки рассадник государственных и деловых талантов: мало кто из его основателей и первых участников остался неизвестным или небогатым.
Теперь Владимир Якунин возглавляет РЖД, Юрий Ковальчук – банк "Россия", его сын Борис – "Интер РАО ЕЭС". Николай Шамалов – совладелец банка "Россия", один из его сыновей возглавляет пенсионный фонд "Газпрома", другой трудится вице-президентом "СИБУРа". Виктор Мячин возглавляет ИК "Аброс", Сергей Фурсенко – "Национальную медиагруппу".
Приехав однажды на место, где впоследствии построили дома, Якунин увидел с пригорка огромное озеро, и оно запало ему в душу – возможно, потом, что он Рак по гороскопу, рассказал глава РЖД. На берегу озера стояли незаконно построенные домики, и с их владельцами будущие миллиардеры и чиновники, по словам Якунина, договорились по-хорошему – помогли им построить новые домики неподалеку (но не на берегу). Это было сделано, чтобы "никто на нас не смотрел с ненавистью".
Дома строили обычные, из дерева, рассказал Якунин. Лишних денег, по словам главы РЖД, не было, их приходилось занимать. Дома были небольшими, а больше всего Якунин гордится тем, что не было нанесено вреда экологии.
Таким образом, Владимир Якунин, с одной стороны, постарался показать себя человеком скромным, который "готов к любому решению властей о его контракте", а с другой стороны – человеком с человеческим лицом, у которого в прошлом есть трогательные истории вроде стояния на холме и разглядывания окрестностей озера, вокруг которого появятся дома крупных государственников, "объединенных общими интересами" и "преданных своей стране".
Политологи уверены, что интервью не случайно появилось именно сейчас и не случайно выдержано в подобных тонах. Вокруг Владимира Якунина – все больше, скажем так, сложных историй: про огромную дачу с шубохранилищем, про сына – совладельца гостиничного бизнеса, удачно строящего отели на привокзальных площадях. Глава РЖД все еще рассчитывает на получение крупных госконтрактов на новые стройки века и все еще пугает государство грядущим сокращением огромного штата РЖД в случае непредоставления компании льгот, однако тон высказываний уже поменялся.
Оказавшееся ложным сообщение об отставке Якунина было отправлено по верным адресам информагентств, было безупречно выдержано в стилистике правительственных рассылок и было отправлено из того же города, где находился в тот момент Дмитрий Медведев, так что премьер-министру не вполне удалось доказать, что это не он стоит за группой желающих отправить главу РЖД на заслуженный отдых и заменить его Александром Мишариным. Другая серьезная сила, вовлеченная в эту борьбу – Алексей Навальный и его антикоррупционные расследования: у оппозиционера вполне достаточно причин не любить Якунина, но то, что кто-то внутри РЖД и правительства по мере сил помогает этим расследованиям – также несомненный факт.
Владимир Якунин ни на одно из этих расследований так и не ответил судебным иском, отмечает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. Можно предполагать, что изложенные в этих расследованиях сведения не вполне беспочвенны.
Инвестпрограмма РЖД, формирующаяся не без участия бюджета – одна из крупнейших в стране. Тем временем в России уже сокращается бюджет и министры уже говорят о начале нового кризиса. Так что внутри группы товарищей, что могли бы стоять с Владимиром Якуниным на том самом холме, не может не зреть желание перераспределить эти ресурсы.
Аудитория, на которую рассчитано это интервью, состоит ровно из одного человека – первого лица государства. Это ему Якунин демонстрирует свою скромность ("готов к любому решению властей о его контракте") и ему напоминает о моментах из прошлого. Для других читателей – из числа недоброжелателей – дан другой намек: пока вы там преподавали на юрфаке, мы с первым лицом дачу строили, так что уж не забывайте, кто я такой.