Выборы для инвалидов

Подготовка к грядущим выборам в Петербурге начинается с коррекции закона о Горизбиркоме. В частности, его наделяют правом предоставлять местным комиссиям данные о количестве инвалидов для голосования на дому. Именно надомное голосование сейчас стало основным источником для критики честности выборов.

Комитет по законодательству одобрил внесенный прокуратурой Петербурга еще в июне проект поправок в городской закон "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии". Этими поправками Горизбирком, во-первых, наделяется полномочиями по проведению выборов в органы госвласти в одной из статей, где пока перечислены только выборы депутатов. В преамбуле действующего закона органы госвласти упомянуты, так что здесь имеет место скорее уточнение, хотя оно и дало повод заметить, что предстоящие выборы губернатора в прокуратуре и ЗакСе по крайней мере имеют в виду.
Второе дополнение касается сведений об избирателях. Горизбирком получает полномочие предоставлять по запросу комиссий муниципальных образований сведения о численности на территории избирателей-инвалидов с указанием групп инвалидности. Именно в региональные избиркомы Пенсионный фонд РФ дважды в год предоставляет эти сведения с разбивкой по муниципалитетам, а оттуда, соответственно, их теперь можно будет направлять "на места".
Предложения не вызвали ни у кого из депутатов или членов Горизбиркома вопросов, потому что просто вводят в городской закон нормы ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав...", то есть приводят его в соответствие с федеральным законодательством.
Однако это как минимум повод предположить, с какими именно проблемами могут столкнуться кандидаты от оппозиции уже в недалеком будущем, например, на муниципальных выборах в 2014 году. В федеральный закон этот пункт об инвалидах был внесен относительно недавно, в 2011 году. С тех пор именно надомное голосование стало одним из главных пунктов для тех, кто обвиняет организаторов выборов в фальсификациях.
Инвалиды и лежачие больные голосуют на дому, и здесь имеется в виду надомное голосование. В каждом избирательном цикле придумываются новые способы для удаленного голосования, которое с давних пор является опорой кандидатов от власти. Формально оно всегда объясняется заботой об избирателе, но на практике всегда дает им крайне высокие результаты, а проверить его, в отличие от голосования на участках, почти невозможно. То это досрочное голосование, то открепительные удостоверения, то голосование по почте, то на дому, одной из форм удаленного голосования можно считать создание временных закрытых участков. Потом, после многочисленных жалоб оппозиции, способы отменяются, но на смену приходят новые. Надомное голосование было разрешено всегда, но именно в последние годы оно приобрело размах.
Например, на выборах президента в 2012 году в Петербурге количество лежачих больных, нуждающихся в посещении работников избиркома, вдруг резко выросло по сравнению с проводившимися всего годом ранее выборами в Госдуму. Омбудсмен РФ Владимир Лукин и журналист Сергей Пархоменко даже пытались судиться по этому поводу в Петербурге. Пархоменко привел в пример участки в Красногвардейском районе: на участке №720 было в 2011 году 25 инвалидов, в 2012-м стало 783, на участке №784 было 16, стало 1011, на участке №790 — было 18, стало 556, на участке №561 не было ни одного, стало 761. Все эти участки продемонстрировали очень высокий результат за Владимира Путина.
На выборах мэра Москвы в начале сентября именно надомное голосование, считают в штабе Алексея Навального, обеспечило Сергею Собянину тот минимальный перевес, позволивший ему выиграть в первом туре. По наблюдениям оппозиционеров, на некоторых участках были аномально высокие показатели голосования на дому, причем с нарушениями (такими как включение людей в списки избирателей без заявления и другими), и там процент голосов за Собянина также был крайне высок. Общий объем возможных подтасовок в этом направлении начштаба Навального Леонид Волков оценивал примерно в три процента голосов, Собянин победил с 51,5%.
Дело здесь в том, что проконтролировать надомное голосование практически невозможно. Лукин и Пархоменко, собственно, и пытались через суд получить какие-то документы, подтверждающие такой высокий процент "надомников", сначала, еще до процесса, Лукин  просил у председателей УИК предоставить их заявления на голосование, но получил отказ со ссылкой на недопустимость разглашения персональных данных. Но и в суде результат был тот же — документы предоставлять отказались. С тем же "успехом" завершились его суды в Ставрополье и Тамбове.
Кстати, Алексей Пучнин, ныне возглавляющий Горизбирком Петербурга, как раз ранее занимал аналогичную должность в Тамбовской области, и этот регион отличался рекордными показателями "надомного" голосования. В 2011 году на выборах в Госдуму вне участков там проголосовало 18% избирателей, на президентских в 2012-м — 20%. Результат — у "Единой России" 65,4%, у Путина — 73% голосов.