Путин в конце истории

Концепция единого учебника истории за последние 4 месяца успела измениться и стать более мягкой по отношению к властям. В нем, как выясняется, не будет оппозиции, зато все-таки будет Путин. И больше из наших дней – никого.

Про будущий единый учебник истории, который сейчас разрабатывается по указанию Владимира Путина, сведения поступают отрывочно. На днях, например, участники подготовки рассказали, что учебник закончится 2012 годом и период Путина там все-таки будет, но пока, кажется, решили его дать "набором сухих фактов" (сначала хотели остановиться на 2000-м). А сейчас "Ведомости" выяснили, что там не собираются упоминать оппозиционные митинги на Болотной площади, зато расскажут о Ходорковском, а оппозиция будет представлена Зюгановым и Жириновским. Хотя само слово "оппозиция" упоминается в тексте концепции лишь однажды, и то в период царствования Александра I.
Оппозиции от этого, видимо, должно быть обидно, потому что получается, что государство ее как бы пытается замолчать и вычеркнуть из истории. Но учебник, вообще-то, еще даже не написан, а новейшая история изучается в старших классах, то есть читать это все школьники будут лет через 10-12, и вовсе не факт, что там действительно нужно будет рассказывать, что 10 лет назад Сергей Удальцов был посажен под домашний арест. Ну это как если бы сейчас школьникам рассказывали, допустим, про Ивана Рыбкина или Сажи Умалатову.
Концепция учебника была опубликована Российским историческим обществом еще в июне, и она, кстати, тоже заканчивалась 2012 годом. Но за это время текст изменился в сторону смягчения оценок власти. Например, в июне предполагалось, говоря о правлении Сталина, рассказывать об охоте на "вредителей" и "спецов", а сейчас уже нет. Вообще, все разделы как-то сократились, и о "барачной повседневности" и "шарашках" решили, видимо, не рассказывать, зато добавился абзац с перечислением строек-гигантов (Турксиб и прочее), а также упоминания "образцовых универмагов" и парков культуры и отдыха, "зимняя война" исчезла из списка ключевых понятий эпохи, а пакт Молотова-Риббентропа именуется просто "договором о ненападении" без упоминания секретных протоколов к нему. В разделе о ВОВ список терминов и понятий теперь содержит "антигитлеровскую коалицию", Брестскую крепость, приказ "Ни шагу назад" и "освободительную миссию Красной армии", что должно указывать на акценты.
Послевоенная эпоха вся теперь скомкана в один раздел, а раньше предполагалось отдельно поговорить о периодах до 1985 года и после, до 1991-го. В раздел новейшей истории вводят не только одного Ходорковского, но и Владимира Гусинского, Петра Авена, Михаила Фридмана — речь явно пойдет о "семибанкирщине", а значит, о "лихих девяностых". Степашин, Кириенко, Мавроди, Лужков, Грачев, Немцов оказались недостойны списка персон эпохи, вычеркнули и Юрия Шевчука с Виктором Пелевиным, зато в символы эпохи добавили Иосифа Кобзона.
О Путине говорится с подъемом: стабилизировал ситуацию в стране, укрепил властную вертикаль, успешно провел вместе с Медведевым страну через экономический кризис, а потом вернулся в президентское кресло, продемонстрировав преемственность власти. Последняя фраза, конечно, звучит странно, получается преемственность самому себе ведь.
"Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года" из списка дат догадались вычеркнуть, равно как и создание "Открытого правительства" Медведева. Через 10 лет "открытое правительство", надо думать, вызовет интерес разве что у дотошных исследователей эпохи.
Всего этого, конечно, стоило ожидать с самого начала. И вот что интересно, так это то, что в списке персоналий эпохи 1991-2012 годов все фамилии, абсолютно все, кроме Путина и Медведева, как раз из 1990-х. Ну конечно, Потанин, Жириновский или Гергиев, они и в наше время успешно здравствуют, но это все равно персонажи из той эпохи. А собственно "путинская", получается, не смогла породить вообще никого сколько-нибудь заметного.
Стоит одинокий Путин в эпилоге истории, и даже рядом некого поставить, не про Фрадкова же с Зубковым в учебнике писать в самом деле, или Сергея Глазьева, если кто еще помнит. Если считать, что учебник — это то, о чем или о ком государство считает нужным рассказать подросткам, то вот, выходит, больше ничего не нужно. Оппозиции не стоит расстраиваться, что она в нем не упомянута. В самом популярном дореволюционном учебнике Иловайского не указаны, например, фамилии декабристов, сказано просто "группа офицеров", и вообще многие утверждения непривычны современному человеку, а уж в эпоху "Википедии" переживать об учебниках вообще глупо. Они потом, может быть, свой учебник напишут, и там будут и Навальный, и Удальцов, и даже Михаил Касьянов.