Премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с программной статьей – предупреждением о надвигающемся кризисе. В споре с консерваторами Медведев делает отчаянную попытку убедить власть и общество либерализовать социально-экономический курс, угрожая "пропастью".
В паре
Владимир Путин – Дмитрий Медведев президент обычно играет роль "оптимиста", а премьер — "пессимиста". Глава правительства написал в газету "Ведомости" статью под угрожающим названием "Время простых решений прошло", посвященную пятилетию начала экономического кризиса, в которой предупреждает о не самом приятном его продолжении. Если в 2009 году Медведев выпустил бодрый текст под названием "Россия, вперед!", то сейчас тональность статьи скорее выдержана в духе "Россия, держись!"
После некоторого посткризисного восстановления экономики развитых стран вышли "практически на горизонтальную линию", пишет премьер, сравнивая динамику кризиса с символом квадратного корня (отраженного, как следует из текста, зеркально). Темпы роста российской экономики замедлились, фондовые индексы находятся на уровне 2008 года, рост ВВП в 2013 году не превысит 2% и окажется ниже, чем в мировой экономике в целом, считает Медведев. Отметим, еще в мае правительство рассчитывало на 4-5% роста экономики, и то, что глава правительства говорит сейчас, означает пессимистичный сценарий. О котором, впрочем, в последние месяцы говорят все министры.
Диагноз Дмитрий
Медведев ставит неприятный, и он тем более неприятен, что именно об этом давно говорят оппозиционные экономисты и политики. "Возросшие издержки ведения предпринимательской деятельности (цены на продукцию и услуги инфраструктурных монополий, заработная плата, процентные ставки) делают невыгодным продолжение производства на значительной части старых мощностей, а также реализацию серьезных инвестиционных проектов, — говорится в статье. — Увеличение производства поддерживается почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть. Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры".
То есть Россия по-прежнему сидит на "нефтяной игле" и не может с нее слезть несмотря на многократные заявления российских лидеров. Тезис Медведева логически продолжает выступление Путина на последнем Экономическом форуме в Петербурге, когда президент анонсировал 450-миллиардные вложения в очередную порцию мегапроектов — реконструкцию Транссиба, строительство новой кольцевой автодороги вокруг Москвы и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.
Но у государства уже не хватает средств на выполнение всех обязательств, не говоря о развитии. А развитию бизнеса мешает само же государство: Дмитрий Медведев констатирует "вполне объяснимое недоверие к публичным институтам, в том числе и к судебной системе, к правоохранительным органам" и "иррациональные страхи инвесторов работы в непонятной и иногда непредсказуемой России". Хотя, казалось бы, чего же тут "иррационального", если недоверие "вполне объяснимое", то есть власти сами прекрасно знают, в чем дело.
Многие чиновники,
судьи, полицейские до сих пор считают, что государственная собственность и госкомпании обладают "особыми правами на защиту", а частные лица должны, по их мнению, находиться под жестким контролем, сокрушается Медведев. В пример он приводит ситуацию в банковской сфере, когда нелимитированную господдержку получают в основном пять крупнейших банков, контролируемых государством же, а остальные в эту систему встроиться не могут, итог — низкий уровень конкуренции и "высочайшие процентные ставки, ограничивающие предпринимательскую и инвестиционную активность".
Дмитрий
Медведев заявляет, что сейчас Россия находится на развилке: или она делает рискованный серьезный шаг вперед, или продолжает медленно двигаться "близкими к нулевым темпами экономического роста", но это, по его убеждению, — "прямая дорога в пропасть", ведущая к потере благополучия.
Но говоря о конкретных шагах в этом направлении, Медведев все равно не может выйти из замкнутого круга участия государства в экономике, хотя и призывает его сокращать. С одной стороны, он говорит о необходимости повышать самостоятельность регионов, с другой — о том, что в регионах надо "выделять перспективные точки роста и оказывать им целевую поддержку", а под целевой в России всегда понимали поддержку именно бюджетную. То же самое касается развития малого и среднего бизнеса, которому тоже надо "создать практические механизмы финансовой поддержки", причем за счет кредитов Внешэкономбанка и Сбербанка — тех самых госбанков, по поводу которых он сокрушается абзацем выше. С одной стороны, говорит о развитии образования и науки, и тут же в качестве примера призывает создавать университеты "Газпрома", "Роснефти", "Лукойла", "Русала", то есть компании или государственные, или близкие к государству, которым в обмен обещает снижение налогов.
Правительство находится в своего рода тупике. Так, одной из нужных мер Медведев называет заморозку тарифов инфраструктурных монополий. Но повышение тарифов руководство страны всегда объясняло необходимостью качественной реконструкции систем ЖКХ. Если заморозить тарифы, придется замораживать и программы реконструкции, хотя премьер и требует, чтобы одно не было в ущерб другому, на практике этого добиться будет сложно.
Набор предлагаемых действий по стимулированию инноваций выглядит не вполне оригинальным. Налоговые каникулы для малых предприятий (причем не сами по себе каникулы, а возможность регионам устанавливать их, при том, что регионы сами остро нуждаются в налогах), льготы для IT-компаний со штатом из семи, а не 30 человек, квотирование закупок для малого бизнеса.
Премьер в целом предлагает социально-экономическую либерализацию. Подбирая максимально мягкие слова, он все же предлагает россиянам морально готовиться к проблемам на рынке труда: "Мы можем уйти от политики сохранения занятости любой ценой, независимо от экономических соображений... залог социальной стабильности состоит в создании условий для профессионального роста, а не в консервации того, что уже отжило свой век", — пишет он, добавляя, что нужно также "стимулирование более позднего выхода на пенсию квалифицированных работников". На прямое повышение пенсионного возраста связанное социальными обязательствами правительство не готово, но судя по всему существующий порядок все же считает недостаточным.
Резюмируя, Дмитрий Медведев утверждает, что поворот в сторону либерализации может стать "историческим шансом" в условиях ужесточения глобальной конкуренции.
Видно, что это заочный спор "либералов" с "консерваторами" во власти. Пожалуй, последняя попытка под угрозой полного краха убедить общество в необходимости большей предпринимательской свободы и ухода государства из экономики. Владимир Путин если и говорит о таких вещах, то вскользь, и как правило к реальным переменам это не приводит. Однако Путин в тандеме "оптимист", и стоит подождать Ежегодного послания президента в начале декабря, чтобы узнать, насколько он разделяет тревогу Медведева о будущем. Если окажется, что не разделяет вовсе, дальнейшая совместная работа президента и премьера, придерживающихся разных взглядов, будет просто бессмысленна.