01:1130 сентября 201301:11
30просмотров
01:1130 сентября 2013
Концепция единого учебника истории стала более мягкой по отношению к властям.
Про будущий единый учебник истории, который сейчас разрабатывается по указанию Владимира Путина, сведения поступают отрывочные. На днях, например, его создатели рассказали, что учебник закончится 2012 годом и период Путина будет освещен лишь набором сухих фактов (сначала хотели остановиться на 2000–м). Слово "оппозиция" упоминается в тексте концепции лишь однажды, и то в период царствования Александра I.
Оппозиции, видимо, должно быть обидно. Но учебник рассчитан, что его будут читать и через 5, и через 10 лет. И вовсе не факт, что тогда нужно будет рассказывать, что 10 лет назад Сергей Удальцов был посажен под домашний арест.
Концепция учебника была опубликована Российским историческим обществом еще в июне. С тех пор текст изменился в сторону смягчения оценок власти. Например, сначала, говоря о правлении Сталина, предлагалось рассказывать об охоте на "вредителей" и "спецов", а сейчас уже нет. Все разделы сократились, и о барачной повседневности и шарашках решили, видимо, не рассказывать. Зато добавился абзац с перечислением строек–гигантов (Турксиб и прочее), а также упоминание "образцовых универмагов" и парков культуры и отдыха. "Зимняя война" исчезла из списка ключевых понятий эпохи, а пакт Молотова–Риббентропа именуется просто "договором о ненападении" без упоминания секретных протоколов.
В разделе о ВОВ список терминов и понятий теперь содержит антигитлеровскую коалицию, Брестскую крепость, приказ "Ни шагу назад" и освободительную миссию Красной армии, что должно указывать на акценты.
Вся послевоенная эпоха уместилась в один раздел, а раньше предполагалось отдельно поговорить о периодах до 1985 года и после, до 1991–го. В раздел новейшей истории вводят не только одного Михаила Ходорковского, но и Владимира Гусинского, Петра Авена, Михаила Фридмана — речь явно пойдет о "семибанкирщине", а значит, о лихих девяностых. Степашин, Кириенко, Мавроди, Лужков, Грачев, Немцов оказались недостойны списка персон эпохи, вычеркнули и Юрия Шевчука с Виктором Пелевиным, зато в символы эпохи добавили Иосифа Кобзона.
О Путине говорится с подъемом: стабилизировал ситуацию в стране, укрепил властную вертикаль, успешно провел вместе с Медведевым страну через экономический кризис. Концепцию долгосрочного социально–экономического развития РФ на период до 2020 года догадались вычеркнуть, равно как и создание "открытого правительства" Медведева. Через 10 лет "открытое правительство", надо думать, вызовет интерес разве что у дотошных исследователей эпохи.
В списке персоналий эпохи 1991–2012 годов все фамилии, кроме Путина и Медведева, как раз из 1990–х. Ну, конечно, Потанин, Жириновский или Гергиев, они и в наше время успешно здравствуют, но все равно олицетворяют другую эпоху. А собственно путинская, получается, не смогла породить вообще никого сколько–нибудь заметного. Стоит одинокий Путин в эпилоге истории, и некого рядом поставить.
Оппозиции не стоит расстраиваться. В самом популярном дореволюционном учебнике Иловайского не указаны, например, фамилии декабристов, сказано просто: "группа офицеров".
В эпоху "Википедии" переживать об учебниках вообще глупо. Потом, может быть, напишут другой учебник, и там будут и Алексей Навальный, и Сергей Удальцов, и даже Михаил Касьянов.