Во вторник началось тестирование нового терминала аэропорта Пулково. 200 волонтеров регистрировались на рейс, проносили в сумках запрещенные вещи и искали выходы к самолетам. Корреспондент "ДП" попал в первую сотню пассажиров.
— Ты где так долго была? — спрашивают девушку ее друзья. Мы сидим около выхода к самолету и ждем, пока все пройдут регистрацию, предполетный досмотр и найдут выход к самолету.
— Да у меня бомбу в сумке нашли. Представляешь? — улыбается девушка.
— И что было?
— Отводили в отдельную комнату, проводили полный досмотр, — отвечает она. Остальные вздыхают — у них не было "приключений", и они уже минут 20 сидят и ждут тех, кому с ними повезло.
Сегодняшнее тестирование нового терминала аэропорта Пулково — первое в своем роде. Всего запланировано 16 тестов в период с 1 октября по 21 ноября. В ходе него сотрудники аэропорта собираются проверять полностью работоспособность всех систем по обслуживанию пассажиров от момента входа человека в терминал и заканчивая посадкой на рейс. Как уверяют организаторы, они отработают все штатные и нештатные ситуации: массовые сбои систем, отключение электричества, обслуживание большой группы инвалидов, предотвращение терактов и сбои в выдаче багажа. Всего за 16 дней в тестировании должны принять участие порядка 5 тыс. волонтеров. На самый первый тест набралось 200–300 человек.
Подобная практика очень часто используется в России и мире при открытии новых аэропортов. Однако, в Санкт-Петербурге она проводится впервые. Попасть в число волонтеров уже сейчас проблематично — я зарегистрировался на тестирование еще неделю назад, но до последнего дня не знал, смогу ли попасть. А сотрудники компании Kelly Services, которые проводили набор волонтеров, признавались — интерес у волонтеров огромный.
В бронекаске и бронежилете
Нас заводят внутрь терминала и сразу же раздают строительные каски и красные светоотражательные жилетки. "Они вам помогут сегодня выжить, — шутит инструктор, которая проводит стартовый брифинг, — напоминаю, мы находимся на стройке. Тут ведутся работы, и мы не хотим, чтобы вы пострадали". Замечания действительно актуальны. До открытия нового терминала осталось немного — уже на 4 декабря намечена церемония открытия. Правда, сотрудники в неофициальных разговорах признаются — это не означает, что он начнет работу сразу же. Возможно, потребуется еще некоторое время на приведение терминала в полную готовность. Сейчас внутри терминала вовсю кипит работа — рабочие проводят последние работы по отделке. Мимо нас то и дело проходят рабочие с гипсокартоном, стекловатой или декоративными элементами. Снаружи завершается монтаж новых площадок перрона — там рабочие заливают бетоном последние площадки и готовятся устанавливать телетрапы. Уже установлена часть оборудования: несколько рамок безопасности, все стойки регистрации, багажные ленты, багажные конвееры. Предстоит еще установка телеэкранов, информационных табло, мебели и монтаж различных торговых павильонов.
"Мне было интересно пойти сюда и посмотреть на новый терминал воочию. Я смотрела его проекты в интернете, а теперь вижу реальное воплощение. Получилось даже лучше, чем я себе представляла. Но все равно, на мой взгляд, это далеко не самый лучший аэропорт с точки зрения дизайна, который я видела. Вот вы бывали в венском аэропорту? Я была. Это что–то", — рассказывает студентка Ирина. Ее поддерживает ее друг Илья: "Мне вот до сих пор непонятно — почему нельзя было построить совсем новый аэропорт в другом месте. В Питере он всего один, и его недостаточно. Скажем, на севере или востоке от города — было бы очень удобно. Но я понимаю, что это просто новый терминал. Конечно, ожидал большего", — рассказывает Илья. Он бегло показывает мне на детали, которые его зацепили, — там стекло разбито, там плитка колотая, материалы дверей выглядят слишком просто, стекловата уже кое–где посыпалась. "За те деньги, которые были сюда вложены, можно было еще круче построить", — уверен он.
За себя и за жену
Всех участников приветствует Фолькер Вендефойер, операционный директор компании "Воздушные ворота", и мы начинаем тестирование. Наша задача — быть пассажирами. То есть регистрироваться на рейс, проходить досмотр, таскать багаж. Задание номер один — улететь во Франкфурт. Нам выдают игровые билеты от авиакомпании "Россия". Мой рейс — FV9245. Вылет 1 октября в 12:25. По билетам меня зовут Женеви Саусерман, я еду с супругой и должен зарегистрироваться сам, а потом и за нее. Багаж нам тоже раздают — мне достается обычная тяжелая спортивная сумка. Заглядываю внутрь — она забита газетами. Несу 12 килограмм газет к рамкам на входе в терминал. На стойке регистрации аншлаг. На Франкфурт открыты только две стойки регистрации. Здесь мне нужно зарегистрироваться как Женеви, сдать багаж, а потом взять новую сумку, выйти из терминала, пройти снова досмотр и зарегистрироваться уже своей женой. Жена в сумке тоже везла газеты. 10 килограмм. Меня и мою жену отправляют на предполетный досмотр. Передо мной почему–то резко отсекают несколько десятков человек. Потом мы узнаем — в их сумках нашли "бомбы", и с ними будет отдельный разговор. Мои газеты ни у кого подозрения не вызывают, и через пять минут я стою уже у выхода к самолету.
— Я лечу бизнес-классом. Где мой бизнес-зал? — возмущается молодой человек прямо у стойки выхода к самолету. Рядом с нами двое строителей крепят панели, сверлят и стучат, под ногами — строительная пыль, а на самом выходе холодно. Мы стоим и ждем с ним, пока все остальные пройдут регистрацию, предполетный досмотр и найдут выход к самолету.
Прогуляли юриспруденцию
Большинство участников тестирования — студенты. Рядом со мной, в "бизнес–классе", сидят Георгий и Юлия. Они — студенты–юристы. Прогуляли занятия и поехали тестировать новый терминал. "Я хочу связать свою жизнь с авиацией. Думаю, после учебы устроиться и заниматься воздушным правом. Это очень интересная отрасль. Так что я здесь по интересу", — рассказывает Георгий. Он с Юлией записался на три дня тестирования, но во второй раз вряд ли пойдет— все уже видели, и теперь хотят дождаться открытия терминала.
Ко второму кругу тестирования участникам наскучивает играть правильных пассажиров.
— Нельзя больше одной сумки, — говорит одним сотрудница аэропорта.
— Да мы хоккейная команда. Где вы видели, чтобы хоккеисты с одной сумкой ездили? — улыбаются двое молодых парней. Но их просят взять одну и не играть в спортсменов. Над другой кучкой сумок зависли еще пять молодых людей. "Как думаешь, может, в этой бомба? Хочу, чтобы меня остановили и досмотрели", — улыбаются они. Но сотрудники принципиальны — еще на стартовом брифинге нас попросили не изображать из себя пьяных, неадекватных, преступников, не делать вид, что пытаемся протащить под пальто пистолет или бутылку водки. Но жизненные ситуации все равно случаются. "Мне на регистрации еще сказали, что я лечу бизнес–классом. Сказали, подойти на стойку информации, — рассказывает Николай, — я подошел, спросил, что мне делать. А мне девушка так и отвечает: "А я че, знаю, что ли?" Ха-ха, вжилась в роль". А после досмотра некоторые волонтеры хвастаются тем, что сумели протащить в стерильную зону: ножницы и полулитровую бутылку воды.
Во второй раз мы летим в Москву. Теперь я — две подружки, Елена Кубини и Полина Котович. Посадка в 14:50, задача та же — пройти сначала регистрацию как Лена, потом — как Полина. Еле–еле укладываюсь, и самолет чуть не "улетает" без меня. "Мне было интересно, что в Петербурге впервые строится такой хаб. Сама организация пространства — просто шикарная. Хотел бы здесь работать. У меня среднеспециальное техническое образование, и я в свое время даже мечтал стать авиатехником. Даже летом устраивался как–то на 2–3 месяца. Пулково набирал студентов, чтобы помогать обслуживать пассажиров. В последний момент пришлось отказаться", — рассказывает студент таможенной академии Ильяс.
По словам сотрудников аэропорта, сегодня с помощью волонтеров удалось отработать множество ситуаций. "Ну да, сегодня еще грязно. Были очереди на регистрации, были очереди на досмотр. Но когда аэропорт заработает, тут будет в 10 раз больше сотрудников, и очередей не будет", — обещает Александер Ларикс, руководитель проекта по тестированию аэропорта.