Три линии обороны от кризиса

Автор фото: tassphoto.com

Первый заместитель Банка России Алексей Симановский считает, что у Центробанка сейчас есть три линии обороны от возможного кризиса.

Как считает Алексей Симановский, первый заместитель председателя Банка России, у Центробанка РФ, как и у его коллег за рубежом, сейчас есть три линии обороны от возможного кризиса.
Первая – это стимулы и антистимулы для банков. Если применять стимулы неправильно, то эффект может быть и обратным. Алексей Симановский пояснил эту мысль примером из советского прошлого, когда на одной спасательной станции ввели премирование за выловленных утопленников, после чего количество этих самых утопленников резко выросло, и данный стимул пришлось вскоре отменить. «Те, кто занимаются бизнесом и просто близок к жизни, наверное, быстро поймут причину», — ухмыльнулся Симановский. После того, как премии отменили, количество утопленников быстро вернулось к обычному уровню.
Применительно к банкам существует подобный пример: введение 25 лет назад системы оценки вложений по рискам при расчете банковского капитала привело к тому, что банки начали активно использовать секьюритизацию активов. Это было обнаружено не так быстро, как на спасательной станции, но в 2007-2008 году проблема проявилась явно.
Сейчас в ряде стран приняты поправки в нормативную базу, вводящие личную ответственность вплоть до уголовного наказания для руководителей банков, чьи решения привели к кризису ликвидности или банкротству кредитной организации. Это как раз пример антистимулов, уравновешивающих внутрикорпоративные стимулы, а именно – бонусы, заставляющие банкиров стремиться к максимальной краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочной устойчивости банков.
Вторая линия обороны – это требования к капиталу и ликвидности банков, а также к достоверности отчетности.
Третья линия обороны, которую Алексей Симановский назвал системой коллективной безопасности, — это страхование банков от риска банкротства.