Не прошло и месяца, как в столице Карелии Петрозаводске на выборах победила оппозиционный кандидат Галина Ширшина, как она уже столкнулась с противодействием депутатов-единороссов. Эксперты надеются, что к общему знаменателю мэр и депутаты придут, но до полного политического мира в республике еще далеко.
Единый день голосования 8 сентября заставил удивиться не только москвичей, где чуть не вышел во второй тур Алексей Навальный, и екатеринбуржцев, где победил Евгений Ройзман. В Петрозаводске мэром стала самовыдвиженец Галина Ширшина, с 41,9% голосов обогнавшая действующего главу города Николая Левина, который сумел получить лишь 28,9%. Изначально Галина Ширшина была "запасным" кандидатом от оппозиции, но основного — Эмилию Слабунову — с выборов сняли, придравшись к документам. Обеих кандидаток поддерживало традиционно сильное в Карелии "Яблоко". Партия также добилась успеха в Олонецком и Прионежском районах республики.
Но первые же решения Ширшиной депутаты Петросовета заблокировали. Сразу после выборов горсовет принял два документа, вызвавшие недовольство оппозиции: во-первых, об изменениях в правила землепользования Петрозаводска, дающих возможность застройки 20 гектар зеленых зон и участков на набережной Онежского озера, во-вторых, о выплате выходного пособия экс-мэру Николаю Левину в размере 1,4 млн рублей. Пособия также в будущем полагаются депутатам на постоянной основе, включая спикера Олега Фокина.
Большинство в Петросовете составляют единороссы, их фракция насчитывает 20 депутатов. Накануне Галина Ширшина обратилась к ним с просьбой отменить поправки в правила землепользования, сказав, что это "не соответствует интересам города", на этом настаивали и экологи, но за отмену проголосовало лишь 10 парламентариев. Кстати, против отмены выступила и горпрокуратура, посчитавшая, что это будет незаконно.
Политические противостояния в Карелии имеют давнюю традицию. В 2006 году Петросовет вообще распустили после долгой борьбы с бывшим главой республики Сергеем Катанандовым и "Единой Россией" по поводу нового устава Петрозаводска. Следующий созыв получился оппозиционным, но в 2011 году ситуация изменилась, и в новом созыве большинство все же получила партия власти. А в прошлом году общественность едва не заблокировала назначение еще одного экс-губернатора Карелии Андрея Нелидова директором музея в Кижах.
"У нас, во-первых, давние демократические традиции. Во-вторых, в карельской "Единой России" были долговременные внутренние конфликты, в результате они сами себя "подъедали", — объясняет глава Центра политических и социальных исследований республики Карелия Анатолий Цыганков. — К тому же они все время использовали в целях борьбы с оппонентами политических конкурентов. В результате себя они ослабили, а оппозиция усилилась". Третий фактор, который называет эксперт — наличие людей, способных финансово поддерживать оппозицию. В Карелии традиционно сильны влиятельные бизнесмены. Тот же Нелидов в интервью признавался, что его, как и Катанандова, "сожрал" Девлетхан Алиханов, владелец торговых центров в Петрозаводске и медиа-магнат республиканского масштаба, ныне первый вице-спикер ЗакСа Карелии. А например один из главных политиков Карелии, член федерального бюро "Яблока" Василий Попов — директор Олонецкого молочного комбината. Москва же особенно ситуацию не контролирует — партийная принадлежность депутатов отходит на второй план по сравнению с клановой.
Первые трудности во взаимоотношениях Галины Ширшиной и Петросовета в тенденцию не перерастут, считают эксперты. "Просто возник эффект инерции отношений, которые существовали в Петрозаводске раньше, — полагает Василий Попов. — Ситуация исправится со временем". Анатолий Цыганков того же мнения: "Это единичное событие. Депутаты, может, и сами понимают, что не правы, просто не хотят выглядеть бестолковыми людьми, которые по щелчку пальцами меняют свое решение. Ширшина — разумный человек, они будут вынуждены найти общий язык". Оба говорят, что мэр готова к диалогу. "Она сильный руководитель, она будет считаться со всеми, но и с ней будут считаться, — уверен Попов. —Единороссы — это люди, менее свободные в принятии решений, но не враги". А Цыганков указывает, что никто сейчас не желает "войны", но у депутатов более уязвимая позиция — общественное мнение не в их пользу, и некоторые активисты, пока немногочисленные, уже требуют роспуска Петросовета. Попов связывает их с политтехнологами, близкими к губернатору.
То есть стороны, по всей видимости, будут договариваться, и в то, что они смогут это сделать, эксперты вполне верят. Правда, окончательного мира в Карелии это еще не означает — есть еще республиканские власти, которые исторически "воевали" с городскими, а сейчас ситуация находится в состоянии "вооруженного нейтралитета". Нейтралитет иногда нарушается — в том же Прионежском районе Следственный комитет Карелии после выборов возбудил дело о превышении должностных полномочий при незаконном, по мнению следователей, распределении земельных участков. Целью атаки, уверены в "Яблоке", является представительница этой партии, глава администрации района Светлана Чечель. "Попытаться они могут, но кто сказал, что этим делом "Единая Россия" решила свои проблемы в районе? И перевыборы Петросовета не приведут к раскладу в пользу губернатора, — рассуждает Василий Попов. — Вообще, все эти проверки, конфликты объективно идут на благо жителей: снижается уровень коррупции, губернатор не расслабляется и вынужден работать с районом".
Через несколько лет Карелию ждут выборы губернатора, и ситуация снова может стать взрывоопасной. С главами в республике как-то не складывается, поэтому все с опасением ждут, кого на выборы двинет федеральный центр. "Присылают людей, которые у себя ничего не добились, как в ссылку, что они могут сделать", — негодует Попов. Он имеет в виду и Нелидова, и Александра Худилайнена (оба были депутатами ЗакСа Ленобласти). Их многие в Карелии называют "временщиками". От Катанандова все устали, Нелидова сначала приняли хорошо, но он показал неспособность управлять, и к Худилайнену уже относились с опаской, объясняет Анатолий Цыганков. В третий раз к назначенцу отнесутся еще хуже, но, надеется политолог, снова на те же грабли Кремль не наступит.
"Неспособность управлять" по-карельски — это, судя по всему, нежелание учитывать интересы местных элит. Считается, что теоретически на "варягов" аллергии нет, но только при условии, что это не почетные пенсионеры, а действительно заслуженные люди. А таким в Карелию ехать незачем, считает Попов. Получается, чтобы избежать новых "войн", нужно искать кого-то из "своих", но это в свою очередь чревато новым витком внутренних конфликтов.
Карелы "устали от приезжих губернаторов и политических разборок", уверяет "яблочник". Он намекает на возможность сближения оппозиции с властью при определенных условиях. "Если в рамках Народного фронта, например, появится авторитетная кандидатура, то партийная составляющая может отойти на второй план", — допускает Василий Попов.