Искусство по-прежнему в большом долгу

Автор фото: Русский музей

В Русском музее открывают кружок для подростков по изучению современного искусства. Противники этой идеи жалуются детскому омбудсмену. Из всех проблем России борцов за детские души волнует почему-то только искусство.

В Русском музее решили открыть кружок под названием "Современное искусство — это интересно". Предполагается рассказывать о современном искусстве молодым людям в возрасте от 12 до 19 лет. Однако на пути музея неожиданно появилась группа граждан, полагающих, что предлагаемые к просмотру произведения детям показывать нельзя.
Три примера того, что якобы нельзя показывать детям, вы можете увидеть в нашей фотогалерее. Граждане написали письмо городскому уполномоченному по правам ребенка Светлане Агапитовой. Напомним, возраст защищаемых детей, которые предполагали посещать занятия этого кружка — от 12 до 19 лет.
В письме к Агапитовой выражается обеспокоенность тем, что работы (в частности, те, что изображены на объявлении о создании нового кружка) могут нанести вред детской психике. Высказывается предложение закрыть "так называемый кружок".
Светлана Агапитова переслала письмо в музей с просьбой пояснить, что же все-таки собираются показывать. Агапитова отчасти присоединилась к мнению жалующихся, отметив, что ее "немного смущают снимки". В то же время она "уверена, что Русский музей в вопросах культурного просвещения детей не стал бы выходить за рамки дозволенного".
В Русском музее в свою очередь говорят, что никакой порнографии в предлагаемых работах нет, что ни о каком растлении речь не идет и что цель работы кружка — "познакомить детей со сложным миром актуального арт-пространства". Закрывать кружок работники музея не собираются.
Похожая история днем ранее произошла в Третьяковской галерее. Группа граждан с одиозной репутацией (непонятно почему представленная в СМИ как "православные историки") предложила убрать в запасники картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" на основании того, что картина мерзкая, клеветническая, ложная и вводит школьников в заблуждение — нет, мол, доказательств тому, что Иван Грозный действительно убил своего сына. В Третьяковке сказали, что ничего убирать не будут.
Количество экспертов в области искусства в России, как видно, растет как на дрожжах. За будущее отечественного искусствоведения можно не беспокоиться. Dp.ru предпочитает воздержаться от вынесения еще одной псевдоискусствоведческой оценки. Но можно констатировать, что представленные работы братьев Чапменов и их коллег — при том, что они во всех отношениях весьма далеки от произведений классического искусства — в равной степени не имеют никакого отношения к порнографии.
Авторы письма к Светлане Агапитовой — по крайней мере, пока — остаются неизвестными. Авторы манифеста, направленного в Третьяковскую галерею, подписались под своим обращением. Среди них, в частности, лидер движения "Святая Русь" Василий Бойко-Великий и известный своими особыми представлениями об истории профессор СПбГУ Игорь Фроянов. Интересно, что в Третьяковке, по официальным данным, письмо не получали — было известно только о самом факте его написания и только со слов самих авторов. Эта схема безупречно укладывается в понятие "самопиар на ровном месте".
Авторы письма к Агапитовой, напротив, руководствуются, похоже, борьбой за нравственность. Неясно только, почему они считают, что родители "детей от 12 до 19 лет" не смогут самостоятельно решить, нужно их детям видеть такие картины или нет. Также неясно, почему у защитников нравственности не вызывают протеста такие явления общественной жизни как министры и "потерянные" ими миллионы, лидеры государства, говорящие одно и делающие противоположное, стражи закона, нарушающие закон, особенности подсчета голосов на любых выборах в Российской Федерации, систематическое написание законов, которые проще нарушить, чем исполнить.
Есть мнение, что все эти прекрасные особенности суверенной демократии по-русски растлевают молодые души в гораздо большей степени, чем произведения братьев Чапменов.
Есть и еще один опасный аспект подобной борьбы за нравственность и души наших детей. Если допустить, что в логике борцов нет изъяна, и обнаженная натура и фривольные сцены действительно могут нанести вред детской психике, надо либо перестать пускать лиц младше 18 лет в определенные залы Эрмитажа и Русского музея, где и обнаженной натуры, и фривольных сцен пока что полно, либо вообще убирать срамные картинки и изваяния от греха подальше.