Автомобили теперь можно продавать, не снимая с учета, а в случае потери номеров можно будет просто купить их дубликат. Dp.ru спросил у экспертов, какие еще простые шаги может сделать ГИБДД, чтобы упростить жизнь автомобилистам.
С сегодняшнего дня можно продавать автомобили, не снимая их с учета. Вступили в силу новые правила регистрации транспортных средств. Среди других изменений – возможность регистрировать машины в любом регионе, вне зависимости от места жительства, и сокращение времени процедуры регистрации с трех часов до одного.
Машина теперь продается вместе с номерами. Все, что требуется от покупателя – в течение 10 дней поставить ее на учет. Отдельно снимать ее с учета больше не нужно.
Кроме того, собственник автомобиля меняется не на основании регистрационных документов, а на основании договора купли-продажи. Этот договор может быть заключен в письменной или даже в устной форме. В этом последнем случае оба участника сделки должны прийти в ГИБДД.
Также предусмотрена процедура изготовления дубликата регистрационных номеров – на случай их утраты или похищения. Это тоже должно серьезно упростить жизнь автомобилистам. Ранее при утере номеров нужно было проходить процедуру перерегистрации машины. Теперь нужно будет только обратиться в региональную уполномоченную организацию, они созданы во всех регионах. Кроме того, нанесен удар по "бизнесу" воровства номеров с последующей продажей владельцу.
Пока еще рано говорить о том, что ГИБДД уже работает в новом режиме, констатируют эксперты. Так, выдавать номера с кодом другого региона в петербургских МРЭО пока не готовы, хотя устройству по штамповке решительно все равно, какие цифры штамповать – проблема, видимо, во внутренней бюрократии ГИБДД. Также нет уверенности в том, что процедура теперь и вправду будет занимать не более часа – раньше, вопреки правилам, она нередко затягивалась больше, чем на три часа.
Автомобилисты ждут и других упрощающих мер от ГИБДД. Например, в части уплаты штрафов (чтобы это можно было сделать через смс), в части легких ДТП (чтобы можно было разъехаться по взаимной договоренности) и так далее. Эксперты, впрочем, говорят, что дело тут не столько в законах – законы и так неплохие – сколько в их соблюдении и в качестве работы институтов.
Скажем, есть возможность в случае легких ДТП обходиться европротоколом, а не ждать ГИБДД, создавая пробку, напоминает региональный представитель ФАР в Петербурге Дмитрий Шпейтельшпахер. Но граждане не пользуются этим, поскольку нередки случаи, когда страховые компании требуют справки из ГИБДД.
К страховщикам есть и другие претензии. В Госдуме находится на рассмотрении закон об ОСАГО. Тарифы вырастут, а оспорить начисления страховых станет сложнее (ОСАГО будет исключен из закона о правах потребителей) – сейчас оспорить их несложно, и водители часто к этому прибегают, что и не нравится страховщикам.
Есть и другие пункты, где можно упростить правила без всякого ущерба, говорит председатель петербургского отделения МООА "Свобода выбора" Александр Холодов. Так, слишком грузно выглядит КоАП с его многочисленными новейшими поправками, его нужно переписать и сделать более доступным. Есть проблема со сплошной линией: в законе есть прямой запрет на ее пересечение, при этом в некоторых дорожных ситуациях таковое пересечение разрешено.
Что касается оплаты штрафов, то хорошие результаты показал эксперимент по уплате штрафов через банкоматы, добавляет эксперт. Водители этим пользуются, экономия времени очевидна. Единственный вопрос, который нужно решить – кто будет платить проценты (и хорошо бы, чтобы это было государство).
"Нужна, во-первых, системная работа, во-вторых, нужно больше рассказывать людям об их правах, — резюмирует Дмитрий Шпейтельшпахер. – На примере европротоколов это будет означать, что нужно урегулировать вопрос с требованиями страховщиков. С другой стороны, нужна социальная реклама, нужны плакаты – вот, если хотите воспользоваться европротоколом и быстро уехать, но не знаете, как, звоните. Объяснений там на пять минут. Местным властям самое время этим заняться".