Банковский бизнес в ближайшие годы будет расти существенно быстрее российской экономики, однако ряды кредитных организаций заметно поредеют, прогнозируют эксперты. Толкать экономику некому, говорят банкиры.
Такие прогнозы сделали на прошлой неделе представители государственных финансовых ведомств и банкиры на конференции Альфа–Банка. Как констатировал Владимир Назаров, директор Научно–исследовательского финансового института Минфина РФ, все источники экономического роста, которые работали на Россию с конца 1990–х годов, больше не действуют. Возможности восстановительного роста после кризиса исчерпаны, цены на нефть также уже не могут быть драйвером роста экономики. Так, в прошлом году при составлении бюджета на 2013 год была заложена цена $97 за баррель, по факту случилось $107, но доходы бюджета существенно не увеличились, а темпы экономического роста снижаются. Планировался рост ВВП 3%, а теперь по итогам 2013 года ожидается 1,8%.
Некому толкать экономику
Петр Авен
, председатель совета директоров банковской группы "Альфа–Банк", встревожен тем, что в России образовался существенный разрыв в ожиданиях потребителей и производителей товаров и услуг. Население существенно оптимистичнее хозяйствующих субъектов в отношении своего будущего, считает банкир.
С одной стороны, это дает надежду на рост экономики, так как конечное потребление в последние годы является одним из драйверов экономического роста. Тем более именно теперь, когда внешняя конъюнктура сырьевых цен стабилизировалась, а инвестиции в России растут слабо, потребление дает, по сути, единственный шанс на ускорение роста экономики. В то же время ситуация, когда люди еще не верят, что наступает экономическая стагнация, а производители уже это знают, достаточно опасна, уверен Авен.
При этом в России ухудшается демографическая ситуация. Темпы роста расходов на конечное потребление тоже снижаются, рост в 2012 году составил 4,8%, а в 2011–м достигал 5,6%.
Но самая большая проблема российской экономики — это резкое падение инвестиций. В 2013 году их рост стал отрицательным. "Может ли бюджет стать драйвером экономического роста? Нет", — убивает надежду представитель Минфина. В начале 2000–х годов расширенный бюджет тратил менее 30% ВВП — и рост ВВП превышал 17% в год, а в 2013–м расходы расширенного бюджета превышают 35%, а рост ВВП не дотягивает и до 2% в год.
Банкам море по колено
Однако Михаил Ковригин, директор департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России, привел статистику ЦБ,из которой следует, что в 2013 году банковский сектор развивается не хуже, чем в 2012–м, хотя условия, в которых существуют банки, меняются не в лучшую сторону.
Активы банков за 9 месяцев 2013 года выросли на 9,8%, что почти соответствует показателям 2012 года (10,2%), за это жевремя на 10% вырос объем корпоративных кредитов — в точности как за тот же период 2012 года. В свою очередь, вклады населения растут в годовом исчислении на 22 – 23%.
Единственный сегмент, который в этом году развивается медленнее, чем в прошлом, — розничное кредитование. Здесь действуют несколько факторов, в том числе уменьшение эффекта низкой базы и усилия ЦБ по ужесточению правил работы банков в сегменте необеспеченного кредитования. Как прогнозируют эксперты Альфа–Банка, в ближайшие годы темпы роста всех видов розничного кредитования будут и дальше снижаться. Однако они будут оставаться существенно выше роста экономики в целом.
В петербургских банках считают, что снижение темпов роста активов неизбежно. "Есть большие сомнения по поводу роста банковского сектора в ближайшие годы. Рост объемов кредитования в 2014 году в целом по рынку вряд ли превысит 15%", — оценивает Геннадий Ветров, председатель правления Энергомашбанка.
Рынок сжимается
В свою очередь, Петр Авен подтвердил свой прогноз, данный еще в 2008 году, что в России в обозримом будущем останется всего 200 банков. По прошествии 5 лет после оглашения этого прогноза число российских банков сократилось с 1200 до 900, только с начала 2013 года лицензий лишились около 20 банков. Консолидация в банковском секторе продолжится и далее, уверен Петр Авен.
"Не хотелось бы давать пессимистических прогнозов, однако стоит все же отметить, что ряд банков Северо–Западного региона в текущей ситуации имеют достаточно высокие доли просрочки в своих кредитных портфелях", — констатирует Ольга Лапшина, заместитель начальника аналитического управления банка "Санкт–Петербург". Как подсчитали в "Санкт–Петербурге", на октябрь 2013 года в городе и области шесть банков имеют долю просрочки в кредитном портфеле выше 10%, в том числе один лидирует с 19,4%. Столь высокая просрочка для розничных банков пугает в меньшей степени, так как ее причины понятны и развитие ситуации относительно прогнозируемо. Но, как предупреждает Ольга Лапшина, по банкам, специализирующимся на корпоративных кредитах, такие уровни должны вызывать весьма серьезное беспокойство.
Процесс консолидации банковской отрасли происходит постепенно в крупнейших финансовых центрах страны, и в Петербурге в частности. По наблюдениям Александра Тютюнника, заместителя председателя правления банка "БФА", укрупнение банков Северо–Запада на фоне изменения политики ЦБ по регулированию региональных банков и борьбе с мелкими мошенническими структурами приобретает отчетливый характер. "С учетом прогноза ЦБ по отзыву около 50 банковских лицензий в год в Петербурге можно ожидать сокращения количества банков на один–два, а в регионе — на три–пять", — прогнозирует он.
С коллегами не согласна президент — председатель правления банка "СИАБ" Галина Ванчикова. По ее мнению, петербургские банки на сегодняшний день достаточно устойчивы и стабильны и нет предпосылок к их укрупнению либо уходу с рынка. "Я считаю, что в ближайшие годы список представительств не изменится либо изменится незначительно", — уверена она.
Многие крупные и относительно небольшие банки работают в городе не один десяток лет, несмотря на давление госбанков, напоминает начальник финансово–экономического департамента МБСП Руслан Дробышев. По его оценке, быстро уйти с рынка могут небольшие банки в случае повышения требований по размеру собственного капитала до уровня 1 млрд рублей.