Компания Mail.ru заявила, что требования ФСБ к бэк-апу всего рунета "технически невозможны". Некоторые комментаторы считают, что все дело в банальном желании спецслужб освоить очередные миллиарды долларов. Но не исключено, что ФСБ стремится уйти от разоблачений путем саморазоружения.
Вице-президент и технический директор Mail.ru Владимир Габриелян заявил, что приказ Минкомсвязи, утверждающий право ФСБ получать в любой момент данные о пользователях, "технически нереализуем". Речь идет о приказе, который обязывает провайдеров установить оборудование, позволяющее хранить весь интернет-трафик в течение 12 часов, а также в любой момент предоставлять спецслужбам не только IP-адреса, но и адреса почты и интернет-мессенджеров посетителей интернета. Судя по всему, переписки это касается в равной степени. Приказ должен вступить в силу до конца года.
Габриелян убежден, что для выполнения требования понадобится "примерно 30-40 петабайт данных на весь рунет каждые 12 часов". "Стоимость одного только хранилища составит порядка 300-400 млн долларов. Существование оборудования, которое способно записывать данные со скоростями, подходящими для объемов трафика больших ISP, сомнительно, так как ни сетевое оборудование, ни текущие системы хранения данных не позволяют отписывать трафик со скоростью 0.4-0.5 терабита", — пишет он. Ранее с критикой уже выступил "Вымпелком", где больше упирают на то, что требования противоречат положениям Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, переписки и телефонных переговоров, а также другим законам.
Мнения экспертов по этому поводу разделились. Одни говорят, что у ФСБ все равно нет столько человек, чтобы физически все это просматривать и прослушивать. Ведь по сути речь идет о копировании всего рунета минимум за последние 12 часов. Другие утверждают, что те, кому надо, как и прежде, найдут тысячу и один способ оставаться анонимными. Третьи объясняют, что ничего страшного не происходит: ФСБ и так уже несколько лет может получить любые данные о любых пользователях, что подтверждается регулярными делами против блогеров-экстремистов, и нового здесь только требование о спецоборудовании. Именно в деньгах многие видят истинную цель спецслужб: "Речь идет о многих тоннах дорогостоящего современного оборудования, которые придется докупить. По нормам действующего законодательства, закупать это железо должен тот орган, который использует данное оборудование для собственных нужд. То есть в данном конкретном случае ФСБ. Но кассирам этой организации, конечно же, не хочется, чтобы миллиардную инвестицию в новые дисковые массивы вычитали из их бюджета. Им проще, чтобы податливый министр Никифоров обязал самих пользователей Интернета платить за апгрейд аппаратуры слежения", — пишет интернет-эксперт Антон Носик.
Действительно, если только одно хранилище стоит 300-400 млн долларов, то в целом затраты провайдеров на внедрение СОРМ-3 могут доходить до миллиардов. Неудивительно, что это их пугает. Ведь это сопоставимо с расходами на систему ГЛОНАСС, включающую 24 спутника. Одно хранилище стоит почти как ракета "Протон-М" с тремя спутниками (4,4 млрд рублей).
Однако если верить Владимиру Габриеляну, ФСБ и Минкомсвязи требуют от провайдеров поставить у себя такое оборудование, которого пока не существует в природе. И вряд ли в ФСБ об этом не знают. Положим, всего 15 лет назад все использовали в повседневной жизни дискеты емкостью 2,8 мегабайт, а первые носители были и того меньшей емкости. Поэтому представить себе, что через 2-3 года появятся технологии, обеспечивающие компактное хранение и быструю запись искомых петабайт, несложно. Вполне возможно, что у спецслужб такие технологии уже и сегодня есть. И весь вопрос в том, что им некуда их деть — остается продать гражданским провайдерам. Передав таким образом секретные разработки в безответственные руки блогеров.
Власти вообще, и ФСБ в частности, все лето обрабатывали россиян атаками против интернета. В кампании приняли участие все, от депутатов Госдумы до вице-премьера Дмитрия Рогозина и самого главы ФСБ Александра Бортникова, который в июне, например, заявил, что соцсети стали просто инкубатором для террористов: там "создаются закрытые группы, активизируется деятельность сайтов, на которых ведется целенаправленная идеологическая обработка пользователей, развернута широкомасштабная работа по привлечению новых сторонников". Сейчас, на следующем этапе кампании, все СМИ заполнены сообщениями о предотвращенных терактах в разных регионах. Один недавний теракт, в Волгограде, к сожалению, стал реальностью.
Поведение спецслужб в таких условиях выглядит странно. Ведь секретная работа по выявлению террористов возможна только в условиях секретности. А если они заранее объявляют, что вот-вот начнут собирать всю информацию о пользователях и ворошить трафик, так это все равно что заранее позвонить на овощебазу и предупредить о грядущем поиске мигрантов. Те, кто реально пытается кого-то вербовать в сети, после таких объявлений должны, по идее, тут же лечь на дно и искать какие-то другие каналы. Да и роль интернета в подготовке террористов не самоочевидна. В конце концов, до 1990-х годов терактов в мире хватало без всякого интернета. Ни палестинцам из "Черного сентября" в Мюнхене-72 никакие соцсети были не нужны, ни армянским националистам в СССР.
Тем более, что только что прогремел скандал с Эдвардом Сноуденом, который рассказал всему миру о том, что американские спецслужбы собирают у американских провайдеров данные об американских пользователях интернета. И сразу после этого в России об этом же решили поведать открыто и публично. Почти официально, если считать заявления депутатов Госдумы.
Эффект такого хода очевиден. Вполне возможно, что никакого оборудования провайдерам в итоге ставить и не придется. Ну или по крайней мере это будет совсем не такое крутое оборудование, а работать система все равно будет примерно так же, как тот самый "Протон-М", который, как известно, взорвался на старте. Для пользователей ничего принципиально не изменится. Зато все будут уверены, что ФСБ на самом деле просматривает и прослушивает весь интернет, а так это или нет, на самом деле неважно. И тогда разоблачений не будет — нельзя же разоблачить очевидное — и появление в России "своих Сноуденов" станет невозможно. Как и просил в августе сделать Дмитрий Медведев.