ОАО "Российские железные дороги" собирается выйти на рынок передачи электроэнергии, создав свою электросетевую "дочку". Через линии электропередачи, которые находятся в распоряжении РЖД, проходит 10% всей электроэнергии страны.
В распоряжении
РЖД
больше 120 тыс. км линий электропередачи (через них проходит около 10% всей электроэнергии, потребляемой в РФ), 1,5 тыс. подстанций высокого напряжения, 50 тыс. распределительных подстанций. РЖД обслуживают 600 тыс. потребителей во всех регионах страны. Этим хозяйством управляет филиал РЖД — "Трансэнерго".
Согласно обнародованным в СМИ планам РЖД, руководство дороги рассматривает вариант объединения этих активов в специализированной "дочке". Она станет конкурентом для государственного ОАО "Российские сети", объединяющего большую часть электросетевых активов РФ.
Глава РЖД
Владимир Якунин
в интервью разным изданиям то подтверждал, то опровергал эту информацию, чем лишь разогрел дискуссию на эту тему среди участников рынка. Ни сами РЖД, ни их филиал Октябрьская железная дорога комментария не предоставили.
Плюс на минус
По мнению главы "Россетей" Олега Бударгина, благодаря выделению сетевой "дочки" повысится качество услуг для ее абонентов и улучшится взаимодействие других игроков рынка с РЖД.
В Агентстве по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) добавляют: сетевая "дочка" подпадет под государственное регулирование, что позволит контролировать тарифообразование РЖД на передачу электроэнергии. Появится также возможность оценить стоимость транзита электричества для собственных нужд дороги и размер потерь — сейчас эти показатели не выделены из общего баланса РЖД. Железнодорожники смогут привести в порядок свои электросетевые активы, ремонт и строительство которых сейчас также финансируется из общего котла, отмечают в АПБЭ.
Гендиректор ОАО "
Санкт–Петербургские электрические сети
" Владимир Самоталин не видит плюсов в появлении нового игрока рынка: "С точки зрения надежности электроснабжения абонентов, единства технической политики целесообразно укрупнение сетевых организаций".
Аналитик компании "Инвесткафе" Екатерина Шишко не склонна преувеличивать роль железнодорожного монополиста на рынке: количество потребителей и объем отпускаемой им электроэнергии незначительны по сравнению с "Россетями". Последние в 2012 году отпустили потребителям 650 млрд кВт•ч электроэнергии против 80 млрд кВт•ч у РЖД. Создание отдельной компании приведет к значительным затратам времени и средств, ведь необходимо вносить изменения в стратегию деятельности РЖД, создавать отдельный штат. Увеличение числа игроков рынка приведет к росту общих издержек, а не к снижению цен.
Если планы РЖД и реализуются, то не скоро, добавляет Екатерина Шишко. Сейчас для этого неподходящее время: государство намерено ограничить рост тарифов, из–за чего РЖД, по их собственным оценкам, придется вчетверо урезать инвестпрограмму и сократить штат. В этих условиях для транспортной компании логично было бы сконцентрироваться на профильной деятельности.
Не конкурент
Идея создания собственных электроэнергетических активов не нова среди крупных компаний. Так, свои сбытовые компании есть у металлургической группы "Мечел", ретейлера "Магнит", Челябинского электрометаллургического комбината, в Петербурге — у Кировского завода. Сетевые компании создаются реже — для этого у хозяйствующего субъекта должна быть широкая, как у РЖД, электросеть. Так, созданное Министерством обороны "Оборонэнерго" (входит в "Оборонсервис") обеспечивает электричеством объекты ведомства.
Когда у субъекта есть широкая сеть, необходимая ему для собственных нужд, создание спецкомпаний логично, считает Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент". Если РЖД и создадут "дочку", то не для конкуренции с другими игроками, для которых это профильный бизнес, а для повышения эффективности своей деятельности, снижения расходов на закупку и передачу электроэнергии, для зарабатывания на передаче электроэнергии тем потребителям, которые ни к каким другим сетям, кроме сетей РЖД, присоединиться не могут.