Итоги выборов продолжат считать вручную. На электронные комплексы нет денег (9 млрд рублей). Другая "причина" – техническая. КОИБы регулярно давали партии власти меньше, чем ручной подсчет. Обе причины выбраны так, чтобы было ясно: дело не в них.
Центризбирком опубликовал новый вариант программы переоснащения избирательной системы. Ее бюджет сократился с 12,6 до 3,3 млрд рублей.
Принято решение отказаться от комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов) и не покупать ничего взамен. Ранее планировалось оснастить КОИБами 62% избирательных участков, на которых голосует 90% избирателей.
КОИБ — устройство для автоматизированного подсчtта голосов. Комплекс сканирует бюллетень и распознает, за кого подан голос. На выборах в России на участках, оборудованных КОИБами, за партию власти регулярно голосовали меньше граждан, чем на участках, где считают вручную. Политологи не знают, чем это можно объяснить, кроме махинаций членов избиркомов.
Решение отказаться от автоматических комплексов принято в связи с резким сокращением финансирования программы, объяснил Владимир Чуров. Впрочем, он выразил надежду, что рано или поздно КОИБы вернутся.
Читайте также:
Слишком много депутатов
9 млрд рублей в современной России, что и говорить, сумма огромная. Именно столько стоит строительство одного километра железнодорожно-автомобильной трассы Адлер – Красная Поляна в олимпийском Сочи. Но Кремль, конечно, предложит смотреть на вопрос иначе: это ж сколько зарплат нянечкам можно поднять и выплатить на эти миллиарды.
Есть и другая "причина" отказа от электронного подсчета голосов: техническая. Теперь слишком много партий, комплексы не могут справиться с бюллетенями такой длины, на полном серьезе говорят в ЦИК. В эпоху модернизации и нанотехнологий отсканировать две (три) страницы — нерешаемая техническая задача.
Также Владимир Чуров жалуется, что избирательное законодательство слишком часто меняется, и это не позволяет вовремя готовить программное обеспечение. Мнение программистов не представлено, и с чего глава ЦИК это взял, не уточняется.
Выдвигается другое предложение: передавать протоколы в электронном виде с участков в территориальные избиркомы. Это-де должно снизить влияние человеческого фактора. Но когда эффективную систему вдруг начинают улучшать, возникает предположение, что цель совсем в другом. Махинации возникают именно в процессе подсчета, за кого сколько голосов, а не в процессе перевозки документа. От первого решено отказаться в пользу второго, то есть жульничать станет проще.
Программа предполагает и создание комплексов электронного голосования, где волеизъявление выражается нажатием кнопки без всяких бюллетеней. Однако выпускать их массово и оснащать ими все участки не планируется.
Нет ни материальных, ни технических препятствий для того, чтобы сделать подсчет голосов электронным. Но для этого нужно хотеть, чтобы цифры в итоговом протоколе совпадали с результатами голосования. Это слишком просто, слишком ненадежно и слишком нестабильно для суверенной демократии.