Арт-критик dp.ru Станислав Савицкий - о проекте музея Даниила Хармса в Музее Достоевского.
В Музее Достоевского открылась выставка, на которой представлен проект музея Даниила Хармса. Даже удивительно, что такого музея до сих пор нет. Ведь еще с оттепели по самиздатским текстам Хармса учились писать поэзию и прозу Андрей Битов, Виктор Голявкин, Виктор Кривулин, Сергей Стратановский и многие другие писатели, без которых невозможно представить современную русскую литературу. Хармс, конечно, в первую очередь питерский герой, ленинградский гений места. Впрочем, и в Москве им зачитывались Генрих Сапгир, Игорь Холин и весь концептуалистский круг. В перестроечные годы были изданы первые книги Хармса и обэриутов. Их полюбил широкий читатель.
Хармсовский абсурдизм — свидетельство иррациональной советской реальности, художественный документ безумной жизни 1930–х. Казалось бы, дела давно минувших дней, но из сегодняшнего дня вся эта несусветная бессмыслица вовсе не кажется старомодным ретро. Хармс по–прежнему живет и побеждает.
Проект музея разработан издательством "Вита Нова". Его инициатор — литературовед и коллекционер Алексей Дмитренко, собиравший на протяжении нескольких лет материалы, связанные с Хармсом: книги, рукописи, фотографии, графику. На выставке есть уникальные вещи: легендарный чемоданчик, в котором хранились хармсовские рукописи, чудом уцелевшие во время блокады; подаренная поэту отцом немецкая Библия; редкие автографы и даже радиоприемник. Хармс с женой Мариной Малич любили слушать по нему иностранные радиопередачи, о чем напоминает поблекший узор, оставшийся от пивных бутылок на его крышке.
Музей будет дельный и забавный. Его экспозицию предполагается разделить на три части: выступления и проекты ОБЭРИУ, литературные эксперименты "чинарей", а также детские произведения, которые Хармс и его друзья писали в большом количестве на радость читателям младшего и среднего возраста. Эти тексты, отрывки из которых многие из нас помнят с детства, переиздаются с успехом до сих пор. В постоянной экспозиции также планируется реконструировать кабинет философа Якова Друскина — друга Хармса, хранителя наследия "чинарей", вокруг которого в позднесоветское время образовался круг молодых писателей и художников.
Музей будет живой и современный. Уже сейчас в его собрании есть работы современных художников, равняющихся на Хармса. Например, объекты Юрия Штапакова и фотографии Михаила Шемякина. Компанию ему могут составить капитан "Поп–механики" Сергей Курехин, поэты Верпы Анри Волохонский и Алексей Хвостенко, создатель Театра реального искусства Эрик Горошевский и многие другие поклонники звезды бессмыслицы.