Россия, Санкт-Петербург. 12-ая Международная выставка и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа "НЕВА-2013" в ЛенЭкспо.
12:5007 ноября 201312:50
96просмотров
12:5007 ноября 2013
Журналист dp.ru Александр Сологуб - о недостатках новой стратегии развития судостроительной корпорации.
На минувшей неделе совет директоров ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) принял стратегию развития госкорпорации до 2030 года. С момента своего учреждения в 2007 году и к настоящему моменту ОСК объединила 87 судостроительных и судоремонтных предприятий РФ, что составляет примерно 80% производственных мощностей отрасли. Активная фаза консолидации судостроительных активов завершилась в прошлом году приобретением Выборгского судостроительного завода и петербургских Балтийского завода и Северной верфи. Однако одновременно с этим понимания, что и как делать с этими активами, в госкорпорации не возникло. Более того, ОСК приобретала зачастую технологически запущенные, убыточные активы, находящиеся на грани банкротства. В итоге совокупный убыток по всем верфям холдинга за последние 3 года превысил 25 млрд рублей.
Главный недостаток ОСК — это отсутствие внятной модели управления холдингом. Он разделен по географическому признаку на четыре субхолдинга. Один из них — ОАО "Западный центр судостроения" — владеет акциями северо–западных судостроительных заводов. Однако, как говорят судостроители, ОСК никогда, по сути, не вмешивалась в оперативное управление судозаводами, но при этом все принимаемые решения руководство верфи должно согласовывать с основным, а зачастую единственным акционером.
Появление стратегии призвано исправить этот недостаток, однако после ознакомления с документом ясности не прибавляется. Авторы стратегии предполагают, что новая организационная структура сформируется только через 17 лет — к 2030 году!
К этому моменту предполагается уйти от территориального способа управления холдингом и выстроить более прогрессивную дивизиональную структуру управления. Дивизионы будут создаваться по продуктовым линейкам, то есть в общих чертах за военные изделия, надводные корабли отвечает один дивизион, а за подводные лодки — другой, за гражданские суда — третий и т. д.
В целом смотрится неплохо, но если приглядеться, то неясно, к какому дивизиону отнести каждую верфь. Например, Адмиралтейские верфи делают подводные лодки и надводные гражданские суда. Как быть? Верфь будет подчиняться двум дивизионам сразу? На эти вопросы четких ответов в ОСК пока нет.
Нет также четкого понимания, что делать с приобретенными активами, какие из них модернизировать, а какие ликвидировать. В частности, стратегия предполагает вариант ликвидации Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Но окончательная их судьба зависит от того, по какому из четырех сценариев пойдет развитие стратегии — выживания, сжатия, роста или диверсификации.
Оптимальной в ОСК считают стратегию роста. Она предусматривает вложение 1 трлн рублей (из них 20% бюджетных средств) в модернизацию верфей. В результате себестоимость выпускаемой продукции сократится до среднемирового уровня (примерно на 20 – 50%), а выработка на одного рабочего достигнет 6 млн рублей (сейчас примерно в 6 раз ниже). При таком сценарии и длительном перестраивании оргструктуры оптимизация активов неизбежна, поскольку на модернизацию всех предприятий денег не хватит. Скорее всего, в первую очередь инвестиции получат военные судозаводы. А гражданские суда отечественным компаниям по–прежнему будет выгоднее строить за границей.