Президент Владимир Путин не исключил масштабного изменения Конституции РФ, и фактически дал официальное добро на дискуссии, которые и так уже идут. Проект обновления основного закона страны вполне логичен в тех условиях, которые сегодня сложились в России.
В преддверии 20-летия Конституции Владимир Путин встретился с преподавателями конституционно-правовых дисциплин. На встрече не могла не зайти речь об изменениях главного закона страны, и она, конечно же, зашла. Сделал это преподаватель МГУ Сурен Авакьян, предложивший ввести новую главу, посвященную конституционным основам России. Среди конкретных предложений — реформа российского парламента или возможность вынесения недоверия отдельным министрам.
Путин отреагировал неожиданно, не исключив такой возможности. То есть он, конечно, сказал, что сразу с радикальными предложениями согласиться не может, и относиться к изменениям Конституции стоит осторожно, но принципиально возражать не стал. "Если в конечном итоге это обсуждение приведет к тому, что количество предложений перейдет в качество и будет ясно, что общество созрело для каких-то серьезных изменений, можно и на это пойти", — пожал плечами президент.
Фактически дан зеленый свет дискуссиям о Конституции: Путин дал понять, что будет следить за ними и обозначил условия, при которых он не собирается пренебрегать ими. Отношение его к Конституции давно изменилось. В 2004 году он обронил: "Стоит только нарушить Конституцию, и сама страна затрещит", пусть фраза и касалась Украины, будучи сказанной Леониду Кучме, но принцип был понятен. Постепенно Конституция перестала быть такой уж "священной коровой". В качестве пробного шара продлили срок полномочий президента до шести лет. И страна не затрещала. Сейчас в Госдуме на рассмотрении лежит конституционный законопроект об упразднении Высшего арбитражного суда, а заодно о подчинении Путину региональных прокуроров. И кажется, тоже ничего не трещит. Год назад президент предлагал подумать об изменениях по поводу выборов сенаторов.
Постепенно нажим на Конституцию усиливается, и практика показывает, что ничего страшного не происходит, во всяком случае, для Путина, и конечно возникает соблазн подрихтовать еще сильней. Да, глава государства выразил надежду, что Конституция "останется актуальной не только через двадцать лет, но и на более длительную перспективу". Но никто не говорил, что не надо ничего делать, чтобы она оставалась актуальной.
С точки зрения той системы, что сложилась сейчас в России, изменения Конституции вполне логичны. В первую очередь в отношении архитектуры власти. Современный закон создавался в специфической обстановке начала 1990-х. Тогда в стране существовало много центров силы, были сильные элиты, мощные регионы, и необходимо было учесть интересы всех, предоставив всем возможности для влияния на ситуацию. Сегодня же, например, Совет федерации, созданный в свое время как палата губернаторов и спикеров, выглядит не более чем архаичным пережитком, только замедляющим процесс принятия решений. В Европе, кстати, в последнее время повсеместно отказываются от сенатов, переходя к однопалатным парламентам.
Почему, например, Совет федерации должен назначать Генпрокурора по представлению президента? Или решать вопрос о введении войск в иные государства? Неужели там кто-то может хоть слово сказать против, так почему бы не упростить систему. В главе о разделе полномочий между центром и регионами тоже найдется что подкорректировать. Такие инициативы как упразднение ВАС или создание единых госкорпораций и общественных правил говорят о том, что логика властей лежит в русле упрощения системы. Существующий механизм просто-напросто избыточен в современных реалиях. Сегодня некому повторить для президента им же сказанную фразу "Мозги им надо поменять, а не Конституцию нашу".
Предложений по правке Конституции в последнее время немало. Среди них идеи о прописывании государственнообразующей роли русского народа в России или отказа на запрет государственной идеологии. Их озвучивают, кстати, участники путинского Общероссийского народного фронта. Если для таких новаций общество еще не созрело, то созреет в ближайшее время после еще парочки бирюлевских погромов.
Увлечься разделом о правах и свободах, безусловно, легко, но ведь вполне есть возможности дать государству больше механизмов для ручного регулирования общественной жизни, формально не трогая Конституции. Для этого достаточно дописать в конец той или иной статьи "... если иное не установлено законом" и проблема, допустим, свободы собраний и разгонов митингов была бы решена. В некоторых статьях это положение и сейчас прописано.
Времени у Путина более чем достаточно, и вряд ли стоит ожидать перекройки Конституции уже в ближайший год. Но работа началась — профессор ВШЭ Владимир Мазаев уже рассказал, что инициативная группа, занимающаяся разработкой текста нового основного закона, существует. С точки зрения закрепления существующего порядка это логично. Правда, это означало бы, что Кремль намерен окончательно отказаться от многих демократических установок, не работающих, но потенциально могущих работать, например, при смене президента. Что может породить немало проблем после ухода Путина с политической арены и появления новых элит, неизбежно требующих своего места во власти.