Минобороны разработало концепцию управления военным имуществом — в ней прописано все, от вопросов инвентаризации до продажи лишних активов. Первые торги военных стартуют в середине 2014 года.
Департамент имущественных отношений Минобороны РФ вчера представил общественности концепцию управления имуществом вооруженных сил страны. Уже в середине следующего года возобновится продажа ненужной министерству недвижимости. Социальный эффект в данном случае важнее денег, подчеркивают в министерстве.
Невоенный документ
Концепция управления имуществом — первый стратегический невоенный документ в новейшей истории Минобороны РФ. Она содержит детальное описание механизма управления активами военных. Ключевые направления: учет имущества, определение его целевой функции, вовлечение в хозяйственный оборот и управление рисками.
Концепция была разработана в мае этого года, но на согласования документа внутри министерства ушло почти 6 месяцев. "У военных было много сомнений и идей. Но идеологически документ, который на днях подписал министр обороны Сергей Шойгу, практически не отличается от его майской редакции", — рассказал директор департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрий Куракин.
Не последнее место в документе уделено экономической мотивации при проведении торгов военным имуществом. Это позволит продавцам взять на себя вопросы предпродажной подготовки активов (их учет, оформление, регистрацию, оценку и другие функции).
Дороже денег
Экономический эффект от реализации концепции пока невозможно просчитать. "Мы только сформулировали идеологию, но, без сомнения, эффект будет. Хотя социальные бонусы от передачи военного имущества новым собственникам едва ли не важнее денег", — заявил Дмитрий Куракин. Сейчас, по его словам, у военного министерства явный избыток военных городков, образовательных, культурных, бытовых объектов, которые годами пустуют. "Важно, чтобы они работали и приносили пользу. Тема безвозмездной передачи муниципалитетам военных городков и детсадов будет закрыта до конца года", — добавил он.
Дальше правительство РФ должно принять закон о выборе продавцов военного имущества. Ожидается, что это случится в I квартале 2014 года, а сами торги стартуют не раньше середины 2014 года. Это положит конец мораторию на продажу военной недвижимости, который был введен в 2012 году как вынужденная мера из–за скандала с "Оборонсервисом".
Фронт работ
Сейчас в портфеле Минобороны 0,5 млн объектов недвижимости, 14,5 тыс. участков земли общей площадью несколько десятков миллионов гектаров по всей стране и более 250 пакетов акций предприятий. В Петербурге и Ленобласти у Минобороны почти 1,4 тыс. земельных участков и около 40 тыс. иных объектов недвижимости, включая ведомственные квартиры. "Только за этот год мы выявили по всей стране 11 тыс. объектов, о которых и не знали. На масштабную инвентаризацию уйдет еще 2 – 3 года, а на регистрацию недвижимости — и того больше. Так что реализация концепции — длительный процесс", — говорит Дмитрий Куракин.
Пока Минобороны реализует только движимое имущество. Первый конкурс на право продажи таких активов состоялся 8 ноября. Единственным участником, который соответствовал конкурсным требованиям, оказалась электронная площадка Российского аукционного дома Lot–online. "Договор с РАД будет заключен в ближайшие дни", — заявил Дмитрий Куракин. По этому договору в течение года состоится 925 аукционов.
На пользу рынку
Эксперты недвижимости считают, что инициатива военного ведомства пойдет на пользу рынку. "Военным всегда не хватает денег, а имущества у них много. Только в Петербурге было 22 военных училища и пять академий. Причем много объектов в центре. Их унылое состояние портит имидж города", — считает вице–президент НП "Объединение строителей Петербурга" Алексей Белоусов.
"Что касается оценки военных объектов, то стоит исследовать реальные возможности их редевелопмента, а не оценивать рыночную стоимость. Рекомендовал бы министерству выработать именно такой подход к привлечению оценщиков", — добавил замруководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.
“
Решение Минобороны можно только приветствовать. Город еще в 2006 году инициировал народную инвентаризацию — привлек местных жителей к выявлению заброшенных и аварийных зданий. Так вот, примерно половина полученных объектов не городские, а федеральные, причем львиная доля относится к ведению Минобороны. Важно их надлежащим образом оформить и решить наконец, что с ними делать дальше, не нанося ущерба обороноспособности страны. Сегодня отсутствие четкого правового статуса этих объектов приводит к различным имущественным злоупотреблениям. Например, в Ленобласти незаконно захвачена федеральная лыжная трасса СКА на земле военной части в Токсово. Прозрачная продажа избыточного военного имущества не только пополнит казну, но и наведет порядок в военном хозяйстве.
Андрей Степаненко
президент–элект Гильдии управляющих и девелоперов