Скамейки запасных чиновников

Смольный заявил о новой кадровой политике. Звучат ее положения революционно — речь идет о назначениях только из кадрового резерва, то есть приход "варягов" делается почти невозможным. Это может привести к усугублению кадрового голода, а также к усилению вице-губернатора Игоря Дивинского.

Вице-губернатор — руководитель администрации губернатора Петербурга Игорь Дивинский озвучил на совещании в Смольном новые принципы кадровой политики. В сообщении пресс-службы изменения называются "кардинальными": по словам Дивинского, назначение на должности руководителей и заместителей руководителей исполнительных органов власти будет производиться, во-первых, на основе срочных контрактов, а во-вторых, за счет собственных кадровых ресурсов.
"Главным источником назначений на должности руководителей и заместителей руководителей исполнительных органов власти будет резерв управленческих кадров Петербурга", — подчеркнул Игорь Дивинский. Комитеты и районные администрации также должны будут использовать свои собственные резервы. Правда, новая система потребует, добавил он, "качественного наполнения" и создания "скамейки запасных", так, чтобы на любую ключевую должность претендовали не менее двух кандидатов. То есть речь идет о том, чтобы прекратить практику привлечения "варягов". Сам вице-губернатор, впрочем, сообщил, что назначения на руководящие должности не из кадрового состава "станут исключением". Но все-таки они будут возможны.
Как раз накануне глава администрации президента РФ Сергей Иванов призвал возвращать советскую кадровую политику. "В Советском Союзе кадровая политика была достаточно хорошо построена: существовали определенные фильтры, ступени, через которые люди проходили, за ними смотрели, в хорошем смысле этого слова, людей вели, опять-таки, в хорошем смысле слова, — сказал Иванов. — Лучше никто ничего не придумал и не придумает".
В последнее время на должности уровня глав комитетов в Петербурге нередко назначались люди со стороны. Так, комитет финансового контроля возглавил экс-руководитель Росфиннадзора по Петербургу Александр Жуков, комитет по строительству — Михаил Демиденко из Северо-западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, комитет по транспорту — экс-замминистра транспорта Подмосковья Александр Воробьев. Вряд ли они могли состоять в кадровом резерве, хотя Демиденко, к примеру, до назначения значился советником вице-губернатора Марата Оганесяна.
А сейчас вакантным остается важнейший пост главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры. И если новая кадровая политика начнет действовать уже сейчас, то на него формально не смогут претендовать выходцы из дорожной отрасли, а значит, начальника будут подыскивать из сотрудников администрации.
Оговорка об "исключениях" показывает, что исключения из правил все-таки возможны. В крайнем случае никто не мешает быстро включить человека в кадровый резерв и через пару дней назначить на должность. Но происходить все это будет под контролем администрации губернатора. "Варяг" же, даже если его в виде исключения назначат, не сможет просто так привести в комитет своих людей в заместители. Кого-то в резерв включат, а кого-то нет. К вице-губернаторам требований принадлежности к резерву не предъявляется, но "своих" председателей комитетов им тоже будет сложнее привести — только в виде исключения, а исключение всегда нуждается в дополнительном согласовании и одобрении. То есть Игорь Дивинский получит больше рычагов контроля.
В комитете по кадровой политике, который курирует Дивинский, и который занимается резервом управленческих кадров, сообщили, что сейчас в этом резерве состоит 91 человек. Это немного, если учесть, что штатная численность госслужащих в городе превышает 7 тыс. человек. В России в региональные кадровые резервы входит 21,5 тысяч человек. Из них на Северо-Западе почти 2 тысячи человек.  По данным kremlin.ru, в системе региональных органов государственной власти среднее количество назначений из резервов составляет 39%.
Если по этому принципу назначать постоянно, то через какое-то количество лет все ключевые должности будут занимать только профессиональные госслужащие. "С одной стороны, идея назначать только из резерва хорошая, она может позволить выстроить многоступенчатую систему, — рассуждает один из чиновников Смольного. — Но с другой, никто не отменяет существующего всегда и везде кадрового голода. Чтобы подобрать человека на ответственный пост, иногда приходится перебрать два десятка претендентов, и одним резервом не обойтись".
В кадровый резерв может попасть не только госслужащий, объясняет представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский — любой человек может направить заявку на включение и, как "офицер запаса", в необходимый момент получить приглашение. Создан резерв давно, но особой популярностью не пользовался, потому что из него редко делались назначения. Сейчас, при новых правилах, он может стать более востребованным, хотя популярность госслужбы в последнее время упала — работы много, а зарплаты гораздо меньше, чем в бизнесе.