За кражу автомобильных номеров введут уголовную ответственность

Автор фото: Максим Змеев

Парламент Петербурга предложил ввести уголовную ответственность за кражу автономеров. Ежегодно в городе крадут 30 тысяч номеров. Проект поддерживает и правительство РФ, и автомобилисты. Dp.ru спросил автоэкспертов, какие еще законы следует принять.

В субботу Законодательное собрание Петербурга внесло в Госдуму законопроект, вводящий уголовную ответственность за похищение государственных регистрационных автомобильных знаков. Сегодня законопроект с поправками поддержали в правительстве РФ. В сообщении пресс-службы говорится, что следует применять "дифференцированный подход" к проблеме, установив, кроме уголовной, и административную ответственность. В правительстве считают целесообразным административное наказание в случае, когда "завладение" происходит не из корыстных побуждений.
Как правило, государственные номера похищаются с целью получить с автовладельца денежное вознаграждение за их возврат — получение нового номера стоит средств, усилий и длительного времени.
В пояснительной записке к законопроекту разработчики объясняют, что действующее законодательство не в состоянии защитить автовладельцев в случае кражи государственного регистрационного номера. Дело в том, что это деяние не подпадает ни под ст. 158 УК РФ (кража), ни под ст. 213 УК РФ (хулиганство), ни под ст. 163 УК РФ (вымогательство). Как кража снятие государственного номера не может быть квалифицировано из-за его незначительной стоимости. Хулиганство характеризуется грубым нарушением порядка, которым похищение номера, как правило, не сопровождается. Вымогательство же всегда сопровождается требованием передачи имущества под угрозой насилия либо распространения сведений, приносящих вред потерпевшему.
Из текста законопроекта следует, что ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей и т.д.) предлагается дополнить частью 4, предписывающей наказывать похищение автомобильного номера штрафом до 200 тыс. рублей либо принудительными работами или лишением свободы сроком до 2 лет.
Автор законопроекта депутат Алексей Макаров считает, что в последнее время с хищениями номеров сложилась нездоровая правовая ситуация. Член Законодательного собрания привел формулировку Верховного суда, где говорится, что при хищении автомобильного номера "не предусмотрено даже административное наказание". По словам Алексея Макарова, ежегодно в Петербурге за восстановлением номера в ГИБДД обращаются порядка 30 тыс. человек. При этом правоохранители подчеркивают, что определить, когда номера похищены, а когда просто утрачены, довольно сложно. "Похищение номера находится вне правового поля, поэтому, если его снимают на глазах у сотрудника полиции, он даже не вправе вмешаться. Из-за этого в последнее время и в Петербурге, и в Москве хищения приобрели повальный характер". Алексей Макаров считает, что с принятием закона большинство проблем автомобилистов будут находиться в рамках действующей правоприменительной практики.
Глава петербургского отделения Товарищества инициатив граждан России (ТИГР) Дмитрий Шпейтельшпахер считает вводимую норму необходимой. "Как показала практика, с появлением возможности получения дубликата номера ценник на украденные номера упал, но хищения не прекратились — сама криминальная схема никуда не исчезла. Закон должен поставить точку в массовом вымогательстве у автовладельцев", — уверен он.
Общественный деятель напоминает, что, кроме обозначенной проблемы, существует еще ряд нерешенных вопросов. "Со времен СССР в уголовном праве содержится норма, согласно которой угон автомобиля с целью покататься не является кражей. Непонятно, почему страховые компании, имеющие сильное лобби, до сих пор не могут повлиять на отмену этой нормы — страховщики несут колоссальные убытки по КАСКО из-за регулярных угонов транспортных средств. В СМИ периодически всплывает информация, что рынок угонов крышуют силовые ведомства, но в любом случае проблема требует решения", — подчеркнул он.
Среди проблем Дмитрий Шпейтельшпахер также выделил пошлины на электромобили и низкое качество дизельного топлива, тормозящее поставку на российский рынок дизельных двигателей.