Россия, Санкт-Петербург. Вручение грантов предпринимателям. Вручение предпринимателям первых договоров на получение субсидий в рамках специальной программы "Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса". На снимке: Анатолий Котов, заместитель председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли и Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга.
14:3503 декабря 201314:35
83просмотров
14:3503 декабря 2013
Глава нового для Смольного комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов рассказал dp.ru о причинах создания Стратегии–2030, объяснил, в чем был прав классик экономической теории Адам Смит, и пообещал горожанам ввести платежи, в частности, за парковку в центре города.
Анатолий Иванович, перед вашим, новым для Смольного, комитетом (создан в начале года
в результате разделения на три части бывшего комитета экономического развития,
промышленной политики и торговли. — dp.ru) стоит задача сформировать систему
стратегического планирования для города. А чем старая система была плоха? Ведь
жили–развивались…
— Планирование в городе было, но оно не было цельным, потому что не было системы госпланирования. Существовали отдельные стратегические документы вроде генплана, но обособленно — без увязки с бюджетом, с госпрограммами. Мы же впервые все разложили по полкам и убеждены, что качество управления государственным развитием способно обеспечить более активный экономический рост.
По теории Адама Смита, которую еще Пушкин изучал, рынок сам все настроит. Не нужно
искусственно управлять и планировать. Выходит, классик ошибался?
— История экономической мысли говорит о том, что на ранней стадии капитализма рынок еще может себя регулировать, а дальше государство должно управлять. Ресурсы развития производства, описанные Смитом, в XXI веке изменились. Четыре классических — труд, земля, капитал и природные ископаемые дополнил информационный ресурс. И вопрос, как запустить информацию в хозяйственный оборот, самый важный сегодня.
Если говорить честно, все остальные ресурсы мы уже исчерпали: людей мало, территорий для развития практически не осталось, есть сложности с капиталом (стоит он дорого, и не всегда на него можно повлиять), да и природные ресурсы истощились. Так что остается только знание. Сейчас это единственный реальный рычаг влияния на экономику.
Что собой представляет система государственного планирования, которую вы создаете?
— Это система управления социально–экономическим развитием, которая включает в себя целый комплекс мероприятий по прогнозированию, программно–целевому, отраслевому и территориальному планированию, мониторингу. Основной элемент системы государственного планирования Петербурга — это стратегия. Ее главную цель мы сформулировали так: "Стабильное улучшение качества жизни петербуржцев".
Она складывается из четырех вполне конкретных задач: развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, повышение доходов людей), повышение качества городской среды, устойчивый экономический рост и улучшение государственного управления. А эти четыре задачи, в свою очередь, делятся на 16 стратегических целей, которые, по сути, совпадают с государственными программами РФ.
Поскольку целей не достичь без финансирования, мы разрабатываем государственные программы, которые станут основанием для выделения бюджетных денег. Исполнение каждой программы закрепим за ответственными исполнителями. Они будут координировать работу и контролировать финансы.
Но комитетов больше, чем программ. Что будут делать остальные?
— Работать на общее дело в рамках своей компетенции. Возьмем для примера комитет по строительству. Его участие необходимо в реализации сразу нескольких программ: в образовании он строит садики и школы, в здравоохранении — больницы, в промышленности и коммунальной сфере — свои объекты.
Смольный отказался строить сады и школы в новых проектах квартальной застройки за свой
счет…
— В новой системе планирования эта задача будет решена. Сейчас процедура какая? Есть текущие расходы городского бюджета — по содержанию дорог, по зеленым насаждениям, по ремонту зданий и др. Бюджетные учреждения, которых в городе около 3 тыс., через госзадания получают бюджетные субсидии на выполнение этих задач. А все, что осталось в казне, мы должны тратить на развитие города.
Оно определяется долгосрочными планами, учитывающими приоритеты и возможности финансирования. Сейчас, например, детсадов не хватает — давайте их строить. А школы и больницы? Нельзя жить одним днем. Из–за неэффективного планирования и возникают перекосы в разных сферах городской жизни.
И как же их убрать?
— Смотреть на ситуацию шире и планировать дальше. Помимо самой стратегии, определяющей цели и приоритеты социально–экономического развития, необходим четкий и понятный всем механизм реализации. И важнейшим инструментом является экономическая политика — документ, который даст возможность любому человеку понять предпринимательскую среду в городе, а самому городу — грамотно выстроить государственную политику в сфере бюджета, инвестиционной деятельности, градостроительства, налоговой политики (все налоги и прогноз, как, когда и почему они изменятся), тарифной политики, политики рынка труда.
Все изменения в этих сферах будут отражаться в данном документе. И будет легче формулировать расходные обязательства бюджета, опираясь на прогнозы вплоть до 2030 года.
Взять те же детсады. Планируя их строительство, мы теперь будем отталкиваться не от текущих потребностей, а от демографической ситуации по районам. И работать на опережение. А необходимость корректировки экономической политики будет определяться ситуацией в экономике.
На какой стадии сейчас разработка Стратегии развития Петербурга?
— Первичный проект стратегии подготовлен. Все материалы в трех томах выложили на сайте. Приступили к этапу общественной экспертизы документа. Слушаем предложения экспертов по тому, как документ улучшить, что в него добавить, какие моменты конкретизировать. Всего проведем около 15 открытых обсуждений стратегии с профессиональными общественными объединениями города.
До 5 декабря на сайте свои предложения по доработке документа может внести каждый петербуржец.
Когда будут готовы программы?
— Они уже в работе — все 17. Готовность от 30 до 80%. Вчерне их сформулируем к 1 февраля 2014 года.
Ожидается, что затем их рассмотрит и примет городское правительство, а потом будет период настройки (понятно, что жизнь внесет коррективы). Но уже с 2015 года все бюджетные расходы будем формировать через них.
А как вы планируете увеличивать доходную часть бюджета?
— Будем наращивать налоговый потенциал.
Нас ждут новые налоги?
— Не налоги, а платежи. Это объективная необходимость. Например, в городе есть Дорожный фонд. Потратить из него нужно 40 млрд рублей в год, а собираем в него только 12 млрд рублей.
И что делать? Москва пошла по пути организации платных парковок в центре города. И мы планируем вскоре пойти по этому пути.
Внешне что–то изменится в развитии города?
— Да. Город будет развиваться более комплексно, будет более развит общественный транспорт, больше внимания будет уделено развитию общественных пространств. Сегодня в центре города работает около 900 тыс. человек — намного меньше, чем там живет. Такого рода перекос характерен для моноцентричной структуры, которую нам нужно поступательно превращать в полицентричную. В частности, предлагается более интенсивное развитие южной части города, центра и серого промышленного пояса.
А намыв "Морского фасада" — говорили, что это тоже приоритетная для города территория?
— Намыв — это проект. Ошибка города и заключалась в том, что он до сих пор поддерживал проекты (их с 2005 года появилось около 200 в разных районах города). Что я имею в виду? Взять ту же "Северную долину" "Главстроя–СПб". Ее посадили на перегруженную ветку метро, еще больше осложнив транспортную ситуацию в этой части города. Помочь хотели всем, а в результате только распылили бюджетные деньги. И не хватило ресурсов. Таким образом, развитие только по проектному принципу предопределило конфликты с населением, природой, экологией… и с тем же бизнесом.
Значит, проекты не надо было поддерживать?
— Нет, проекты поддерживать надо. Но более целесообразно поддерживать территории, где таких проектов в результате могло быть больше. Надо было определить приоритетные территории в городской черте и всем прийти туда одновременно — и строителям, и коммунальщикам, и транспортникам, и промышленности. И поднимать их дружно. Без противоречий.
Вы говорили, что одна из приоритетных точек — юг города. Вы имеете в виду город–спутник
Южный?
— Нет. Южный — не территория, а проект. И, если мы ввяжемся в его поддержку, опять получим конфликт. Юг, о котором я говорил, — это район, включающий в себя и Южный, и соседние промзоны в Шушарах и Горелово. Нужно развивать его всем вместе. Тогда туда придет не один предприниматель, а множество.
А развитие серого пояса? Я думала, город решил его пока не трогать…
— Серый пояс — это 10 тыс. га земли. Разумеется, мы хотим их развивать. Будем создавать условия для вывода предприятий из центра. Но процесс должен быть тщательно продуман.
На этой территории земля уже в большинстве своем не городская. И мы пока не меняем функциональное назначение этих территорий. Делаем это осознанно, чтобы подумать, как использовать инфраструктуру железной дороги, что сделать с морским портом и т. д. Нельзя принимать фундаментальных решений без экономического обоснования.
Получается, что первая территория, где реализуется комплексный подход, — это центр города?
— Да. Но не весь центр, а лишь две небольшие территории (Конюшенная пл. и Северная Коломна), где отрабатываем технологию. Идем мелкими шажками. Начали с обследования: зданий, сетей, логистики. Все комитеты включены в работу.
Будут людей из центра переселять?
— Нет. Сегодня существуют технологии, позволяющие в 90% случаев обойтись при капитальном ремонте без выселения. Мы будем их использовать. Кроме того, это очень дорого. Но ответственность по сохранению исторического центра за собственниками недвижимости мы закрепим. Это в том числе вопрос безопасности их проживания.
Каким будет участие федерального бюджета в этой программе?
— Мы предварительно договорились о будущем софинансировании 30% общей стоимости программы. Пока идет обследование, мы объективно не определим, на решение каких проблем центра необходимо направить федеральные средства. По моему мнению, было бы оптимально использовать эти деньги на развитие транспортной инфраструктуры.
Почему другие города страны пока не пошли по такому же пути?
— А у них нет такого грамотного комитета, как наш. У нас действительно хорошая команда. А еще мы привлекли к работе над стратегией светил экономики, таких как академики РАН Абел Аганбегян и Виктор Ивантер.
У вас за спиной игрушка Масяня. Это такое проявление петербургского патриотизма?
— Не только. Эта рожица греет всех, кто заходит в мой кабинет. Важно, чтобы подчиненные не забывали, что начальник тоже человек.
Биография
Анатолий Котов
> Родился 1 января 1955 г. в Воронежской области. Окончил Военно–космическую академию им. Можайского и Военную академию им. Дзержинского (к.э.н.).
> С 1998 г. работал в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли на разных должностях.
> В 2012 г. был главой аппарата вице–губернатора СПб Сергея Вязалова. С 1 января 2013 г. — глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию СПб.