Правительство обсудило плюсы и минусы федеральной контрактной системы

Автор фото: Свистунова Валентина

С 1 января в России начнет действовать контрактная система. Распределять госзаказ (7 трлн рублей в год) будут по новым схемам. Сэкономить рассчитывают до 10%. В четверг систему обсудили в правительстве. Эксперты не уверены, что перемены – к лучшему.

Федеральная контрактная система начнет действовать 1 января. Она заменит 94-й федеральный закон о госзакупках. Единая система регулирует весь цикл закупок. Уточнены механизмы аудита и общественного контроля. Доля малого бизнеса в общем объеме государственных и муниципальных закупок должна составлять не менее 15%.
Цель новой системы, разумеется – повышение эффективности расходов по госзакупкам: общий объем средств госзаказа – 7 трлн рублей в год. Сэкономить, по расчетам экспертов, можно будет до 700 млрд рублей в год, заявил министр по делам "открытого правительства" Михаил Абызов.
Довольно много времени члены правительства посвятили вопросам необходимости информировать население о новых правилах в этой сфере и необходимости оказания регионам экспертной и иной поддержки в первые месяцы работы. Установлен переходный период на полгода.
Некоторые аспекты контрактной системы обсудили подробнее. Прежде всего это электронные аукционы: опасаясь демпинга и победы неготовых участников, правительство ограничило и сумму контракта (до 150 млн рублей), и перечень сфер, где все решается арифметически (из него исключено медицинское оборудование). Другой актуальный вопрос – контракты жизненного цикла: эту систему тоже хвалят и тоже не спешат внедрять, пока этот механизм будет действовать только в дорожном и портовом строительстве.
Особенно правительство гордится тем, что любые закупки объемом более 1 млрд рублей должны проходить общественное обсуждение. Участники рынка и эксперты радоваться не спешат. Известно, сколь честно в России проходят такие обсуждения. Не говоря уже о том, что нет проблемы разделить лоты на несколько 900-миллионных и ничего не обсуждать.
Главные претензии к новой системе высказал глава антимонопольной службы Игорь Артемьев. "При большом количестве второстепенных улучшений есть по ключевым вопросам движение в противоположном направлении", — считает глава ФАС.
"Если просто охарактеризовать эту систему, то это система отказа от электронных аукционов, — пояснил Артемьев. — Теперь на электронных аукционах в строительстве будут строить только детские песочницы и качели. Все, что выше 150 млн рублей, для регионов и для Федерации – это все только конкурсы. Конкурсы будут проводиться, естественно, не в электронной форме". Он уверен, что использование старых неэлектронных систем приведет к снижению уровня конкуренции и к сокращению экономии бюджетных средств.
Все конкурсы должны быть электронными, заявил Артемьев. Такой законопроект подготовлен. Максимальный объем средств для аукционов должен увеличиться с 150 млн рублей до 3 млрд рублей, также предложил глава ФАС. Первое предложение правительство (в лице вице-премьера Игоря Шувалова) поддерживает. Второе – нет.
Контрактная система предполагает непременное проведение экспертизы, а это почти нереально для сел и деревень, отметил первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Другая проблема – система предусматривает слишком большое количество контролеров; расходов на них будет много, а толку (из-за их перебора) мало.
Другие эксперты тоже предлагают внести поправки в новые правила. Право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта – недопустимо широкое и приведет к злоупотреблениям, отмечает депутат парламента Петербурга Григорий Явлинский. Нужно установить перечень оснований для отказа. Исполнитель контракта также должен иметь возможность обжаловать расторжение договора во внесудебном порядке через ФАС, добавляет Явлинский.
Чиновники же начинают подстилать соломку. "Следующий год будет явно адаптационный, не стоит ждать прорывов и радикального улучшения ситуации", — заявил в завершении заседания Дмитрий Медведев. Когда состоится прорыв, в 2015-м или позже, он не уточнил.