Довольно щекотливая дипломатическая миссия продолжалась два с половиной года. С подстраховкой в виде канцлера, бывшему министру иностранных дел Германии Гансу-Дитриху Геншеру все-таки удалось уговорить президента России Владимира Путина освободить кремлевского критика Михаила Ходорковского.
Одним из участников переговоров был политолог и директор по исследованиям Германо-российского форума Александр Рар, который дал интервью Der Spiegel. Александр Рар консультировал экс-министра иностранных дел Германии Ганса-Дитриха Геншера во время его миссии, и вместе они забрали Михаила Ходорковского из колонии на частном самолете.
Как так получилось, что вы стали одним из первых, кто поприветствовал Михаила
Ходорковского
на свободе?
Два с половиной года назад господин Геншер подошел ко мне. Тогда я был в Немецком обществе внешней политики, а он был его бывшим президентом. Он пригласил меня и сказал, что нуждается в помощи и совете в одном щекотливом деле. Я должен был пообещать, что ни с кем не буду об этом говорить.
Читайте также:
У Михаила Ходорковского пока нет денег
Как
Геншер
объяснил вам его миссию?
Он рассказал о том, что его беспокоит случай Ходорковского, о тайных каналах между Германией и Россией, которые все еще существуют. О том, чего он хочет добиться от российской стороны, а именно — освобождения Ходорковского. Над этим планом Геншер работал два с половиной года. Тот факт, что он добился успеха, это триумф немецкой тайной дипломатии. И это еще раз показывает, что у Германии до сих пор есть каналы в Москве, которых нет у Британии и США. Геншер дважды встречался с президентом, я только помогал с переводом.
Как вы узнали о помиловании?
Ходорковского помиловали на этой неделе. Тогда Геншер сразу позвонил мне и спросил, смогу ли я срочно приехать в аэропорт, чтобы закончить нашу миссию. Так я и появился рядом с ними в этот исторический момент, переводил их слова друг другу. Есть фотография со взлетной полосы, я там тоже есть.
Насколько важной была роль
Геншера?
Он сработал блестяще. Было очень важно, чтобы информация о его встречах с российским руководством не просочилась наружу — только тогда миссия могла бы быть успешной.
С кем
Геншер
вел переговоры?
Геншер сам вел переговоры. Он встречался и с самим Путиным, и с другими как в России, так и за ее пределами. С российским президентом он встречался дважды.
Какое значение имеет освобождение
Ходорковского
для Путина?
Полагаю, Путин уже сам хотел избавиться от Ходорковского. Я ему верю, когда он говорит, что 10 лет тюрьмы кажутся ему достаточным наказанием. Для Путина также важно, чтобы российско-немецкие отношения, наконец, стали нормальными. Он знает, что дело Ходорковского всегда было занозой в отношениях Берлина и Москвы. Помимо этого, у Путина есть и другие соперники, кроме Ходорковского, например, новый предводитель оппозиции блогер Алексей Навальный. Думаю, на свободе Ходорковский для Путина даже полезнее, чем в тюрьме.
Принимали ли Вы участие в переговорах
Геншера
с
Путиным?
Нет. И в других переговорах тоже. У меня была второстепенная роль.
Я не был посвящен во все дела, но знаю, что Геншер с канцлером всегда обменивались информацией о Ходорковском.
Какие планы у
Ходорковского
? Хочет ли он вернуться в Россию?
У него есть сотни планов и одновременно ни одного. Мужчина 10 лет провел с тюрьме и приехал в Германию. Он хочет баварские колбаски и пиво. Ему нужно отдохнуть. Ему потребуются дни, недели, чтобы психологически перенастроиться. До приезда в Берлин он еще и не спал. Его разбудили в 2:00 ночи в тюрьме и объяснили, что он может уехать к своей маме в Германию. Сейчас он хорошо себя чувствует. О долгосрочных планах он, вероятно, расскажет сам.