Госавтонадзор начал привлекать автоперевозчиков к административной ответственности за неисполнение приказа Минтранса об установке навигационного оборудования ГЛОНАСС. Предприниматели говорят, что виноваты не они: оборудование куплено, но не работает.
Северо–Западное управление Госавтонадзора начало штрафовать (размер штрафа — 50 тыс. рублей) автоперевозчиков за неисполнение приказа Минтранса № 20 (об установке ГЛОНАСС). По словам предпринимателей, они не могут исполнить приказ по вине самого надзорного ведомства. Оборудование на машины установлено, а вот автоматизированный центр контроля за движением, за работу которого отвечает Госавтонадзор, сигнал не принимает, утверждают бизнесмены.
В теории
Согласно приказу Минтранса, с 1 января 2013 года все автоперевозчики должны были установить на свои автобусы навигационную аппаратуру и обеспечить передачу данных с нее в автоматизированный центр контроля и надзора (АЦКН, по сути, сервер, на который поступает информация от транспортных средств) территориального управления Ространснадзора, а из него информация пойдет в главное управление федерального ведомства в Москву.
Северо–Западное управление Госавтонадзора, согласно нормативному акту, должно было протестировать установленное перевозчиками оборудование, и если сигнал от автобуса поступает в АЦКН, то выдать компании свидетельство об оснащении транспортных средств навигационной аппаратурой.
На практике
На бумаге все вышло гладко, а в реальности, как уже писал "ДП", между участниками рынка и местным надзорным органом в сентябре разразился конфликт. По причине того, что Госавтонадзор заявил, что будет выдавать свидетельства только тем компаниям, которые приобретали оборудование и заключали договор об обслуживании с ООО "ГЛОНАСС Северо–Запад", принадлежащем Артему Матяшу, двоюродному племяннику бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды.
"Нас поставили перед фактом, что покупать оборудование и передавать всю информацию мы должны через "ГЛОНАСС Северо–Запад", — возмущались тогда некоторые перевозчики и в итоге предали конфликт огласке и обратились в прокуратуру.
Инициатор протестного движения — директор ООО "Малое предприятие АРС" Александр Аристов (представляет интересы пассажирских перевозчиков в Союзе автоперевозчиков и экспедиторов Северо–Запада) пошел еще дальше: подал в петербургский арбитраж иск о признании незаконным решения Госавтонадзора об отказе в выдаче свидетельств, подтверждающих оснащение транспортных средств ГЛОНАСС.
Ответная реакция
В ответ на жалобы предпринимателей Госавтонадзор стал регулярно проверять работоспособность навигационного оборудования перевозчиков. В конце декабря Госавтонадзор обратился в петербургский арбитраж с иском о привлечении к административной ответственности компании "АРС". "Проверяют всех на предмет установки оборудования ГЛОНАСС и подключения к АЦКН. У нас уже восемь протоколов об административном правонарушении на сумму около 400 тыс. рублей, и теперь над компанией висит угроза потери лицензии. Хотя до этого мы проработали 22 года без претензий со стороны надзорного органа и сейчас выполнили все требования Минтранса. Такое ощущение, что штрафуют только меня за активную гражданскую позицию", — подозревает Александр Аристов.
Его подозрения подтверждают другие участники рынка. "Проверки проходят регулярно, — говорит генеральный директор Петербургской транспортной компании Алексей Ивин. — Но нас пока не штрафовали. Вероятно потому, что наш оператор — компания "Ритм" — подписал соглашение о сотрудничестве с Госавтонадзором".
В октябре–ноябре местный Госавтонадзор начал активно заключать соглашения с другими операторами помимо "ГЛОНАСС Северо–Запад".
"Мы заключили соглашение, но оно ни о чем. Система не функционирует. По идее, Госавтонадзор должен был провести конкурс по выбору операторов для создания регионального диспетчерского центра. Мы готовы в него вкладывать деньги, но пока у нас нет для этого никаких оснований, — говорит гендиректор OOO "Глобальное позиционирование" Андрей Красовский. — Соглашение с Госавтонадзором дает возможность нашим клиентам получить свидетельство об установке оборудования".
Госавтонадзор начал недавно их выдавать. "Мы получили свидетельство только в декабре", — констатирует заместитель генерального директора ГУП "Пассажиравтотранс" Михаил Григорьев.
Опрошенные "ДП" участники рынка уверяют, что у местного Госавтонадзора до сих пор нет АЦКН, то есть сигнал с оборудования, установленного в автобусе, передавать некуда.
В Северо–Западном госавтонадзоре проигнорировали вопросы "ДП" по поводу существования и функционирования АЦКН, сообщив лишь, что еще "не все перевозчики имеют оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортные средства, они привлекаются к ответственности".