Мусульманские общины намерены провести в Москве митинг против исламофобии и собрать на нем миллион человек. Акция призвана всех примирить, но ее эффект может быть противоположным. Впрочем, до конца Олимпиады никаких митингов скорее всего не будет.
Мусульманские общины намерены провести в январе в Москве на Манежной площади митинг против исламофобии. Об этом рассказал на пресс-конференции в Москве один из организаторов мероприятия — представитель Российского конгресса народов Кавказа Абакар Абакаров, сообщает РСН.
По его словам, акцию планируется провести 26 января, в воскресенье. "Очень много подключилось организаций из Средней Азии, Поволжья, Закавказья", — отметил Абакаров. По его оценкам, в митинге примут участие около миллиона человек.
Несколько дней назад в Казани уже прошли небольшие акции на ту же тему. По некоторым данным, часть лидеров мусульманских общин призывают своих братьев по вере принять участие в таких митингах и тем самым напомнить, что мусульман в России много, что далеко не все они страшные террористы и что они ждут уважения к себе.
Вопросы, которые их больше всего волнуют – запрет на ношение хиджабов в школах, проблемы со строительством мечетей в целом ряде регионов, аресты отдельных мусульманских активистов.
В Российском конгрессе народов Кавказа dp.ru сообщили, что высказывания Абакара Абакарова – это его личная точка зрения. В канун и во время Олимпиады конгресс не будет организовывать подобные акции, представители диаспор не хотят выносить сор из избы и быть пятой колонной.
На фото: Российская Федерация. Санкт-Петербург. Рейд УФМС на территории рынка Апраксин двор.
Инициатива Абакара Абакарова пользуется определенной популярностью у некоторых кавказских и поволжских землячеств. Впрочем, собрать миллион человек на Манежной площади предполагается за счет мусульман Москвы и Подмосковья. Митинг надо проводить прямо сейчас, терпеть унижения больше нет сил, говорят сторонники этой точки зрения.
Официальные мусульманские организации согласны с тем, что проблема назрела и ее надо обсудить, однако – то ли по рекомендации Кремля, то ли просто в соответствии с линией партии – никаких действий до конца Олимпиады предпринимать не будут. Скорее всего, переубедят и горячих активистов.
Вообще сомнительно, что будет использоваться именно форма митинга. Реакцию националистов, от буйных до умеренных, представить себе слишком легко. И во что во время такой акции превратится центр Москвы – тоже. Известные своей договороспособностью мусульмане и своей нелюбовью к публичным акциям Кремль, вероятно, договорятся по-тихому.
Однако проблема, тем не менее, существует. Согласно последнему опросу Левада-центра, 7% граждан России (то есть около 10 млн человек) считают себя мусульманами (православными – 68%). За десять лет показатель вырос почти вдвое. Вряд ли это всплеск рождаемости – скорее, следствие миграции.
Во многом с представителями диаспор можно согласиться. Мусульман в России много, большинство из них живут мирно, много работают. А их мало того что не любят и не уважают, так еще и мешают жить. Ладно аресты активистов – там ситуация в каждом случае разная и в целом спорная. Но хиджабы-то в мусульманских школах кому мешали?
Еще сложнее ситуация с мечетями. Мусульман в России в десять раз меньше, чем православных, но количество регулярно ходящих на службы – при наличии возможности – хотя и не равно, но сопоставимо. А жители рядовых постсоветских спальных районов, конечно, не хотят видеть никаких мечетей. И власти к ним прислушиваются. А мусульмане остаются без места для молитвы.
Не говоря уже о том, с какими еще сложностями и унижениями сталкиваются гости из южных регионов в российских городах. Достаточно представить себе ежедневное взаимодействие с полицией, чтобы понять, все ли у нас в порядке с этим вопросом. Оппоненты кивают на этническую преступность. Но как раз у преступников-то и нет всех этих ежедневных унизительных проблем.
Конечно, все это вызывает обиду. Стоит ожидать, что будет найден компромисс – например, снова разрешат носить хиджабы в школах и посодействуют строительству мечетей хотя бы там, где это не вызывает громких споров.