Большинство работников компаний Петербурга не любят получать дорогие подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков — они не хотят оставаться обязанными.
Подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков бывают очень разные: не всегда они представляют собой милые, приятные и безобидные сувениры – порой это самая что ни на есть взятка, только замаскированная под подарок на Новый год, сообщает компания HeadHunter.
Так, по мнению каждого третьего опрошенного, презент от делового партнера вполне может оказаться банальным подкупом. Все зависит от того, что дарят: скажем, дорогой парфюм, древнюю реликвию или, например, автомобиль. Вот только сложно разобраться, где пролегает грань между этими понятиями. 8% респондентов уверены, что все подарки в бизнес-среде – своего рода взятки, но большинство (58%) все-таки не видят в новогодних сувенирах деловых партнеров ничего криминального.
В целом, в России чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют с взятками работники в регионах, нежели жители Москвы и Петербурга; сотрудники более старшего возраста, нежели молодежь; представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи.
Но не только работники считают некоторые подарки проявлением коррупции, но и сами компании иной раз, придерживаясь аналогичной позиции, запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными они ни казались. Так, 4% опрошенных признались, что в их организации есть соответствующее правило, которого они придерживаются; еще 1%, несмотря на табу, все же позволяют себе некоторые вольности.
Итак, насколько дорогим может быть подарок, чтобы при этом он все так же оставался ни к чему не обязывающим, призванным сделать приятное и поздравить с праздником? Большинство опрошенных полагают, что его стоимость не должна превышать 5 тыс. рублей (до 1 тыс. руб. – 38%, до 5 тыс. руб. – 40%), однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный 50 тыс. руб. (1%) и даже 100 тыс. руб. (1%).
В случае, если презент от клиента вызывающе дорог (допустим, отдых на море), большинство работников предпочли бы отказаться от подобных сувениров (62%), дабы не быть обязанными впоследствии. Четверть приняли бы этот знак внимания, однако от каких-либо преференций в работе по отношению к партнеру отказались бы. 8% не только приняли бы подарок, но и удовлетворили последующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.