Местное самоуправление в России ждут перемены, реформа затронет крупные города, где избирать будут районных депутатов, а уж те - городскую думу и мэров. Петербург, как и Москву, решили не трогать.
Законопроект о реформе местного самоуправления может быть внесен в Госдуму уже на этой неделе. Как пишут "Ведомости", его планируют принять в целом на весенней сессии. Главным образом изменения коснутся вертикали власти в крупных городах: избирать будут депутатов в районах, из их числа составят городскую думу и изберут мэра.
О реформе МСУ объявил Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию. Правда, никаких рамок он не описал, велев лишь "привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени". Близкие к Кремлю структуры и политики поняли это совершенно однозначно, немедленно предложив отменить выборы мэров. Хотя сам президент чуть позже уточнил, что выборные мэры должны быть обязательно, ничего более конкретного он не добавил.
Города, где существует особый статус, Петербург и Москву, реформаторы решили не трогать. По этим городам никаких изменений не предполагается, сообщили dp.ru в пресс-службе зампредседателя комитета Госдумы по местному самоуправлению Вячеслава Тимченко, который еще и руководит Всероссийским советом местного самоуправления. В отличие от других регионов, в Петербурге 111 муниципалитетов существуют параллельно с районными и городскими органами исполнительной власти. В других крупных городах-центрах субъектов РФ город сам по себе является муниципалитетом, и мэр там избирается. Теперь их, по сути, разобьют на более мелкие. По смыслу это направлено на уничтожение противостояний мэров и губернаторов.
На съезде Совета муниципальных образований Петербурга в середине февраля директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Панкращенко рассказал, что большинство муниципалов не хотят перемен. По статистике мнений и отзывов, которые конгресс получал из регионов, более 60% местных советов высказывались против "коренной реформы", и лишь 10% считают, что она необходима. На тот момент, говорил Панкращенко, никаких окончательных решений не было принято. Кстати, заметил он, против радикальной реформы выступал и Минфин, не желающий пересматривать по всей стране бюджетный баланс между местной и исполнительной властями.
В Петербурге реформа идет по направлению постепенного перераспределения полномочий, говорит председатель Совета МО Петербурга Всеволод Беликов, муниципалитетам постепенно передают функции в области благоустройства. Организационно-территориальную модель менять никто, по его словам, не планирует, и двухуровневую систему, которая широко обсуждалась в Северной столице лет десять назад, уже не обсуждают.
Нет планов и по созданию новых муниципальных образований в бурно застраивающихся районах, сказал Беликов. "Рост численности жителей не основание для этого, - считает он. - Границы устанавливаются не по численности, а или по историческим местам, или по магистралям, например, реке, железной дороге. Есть образования с 20 тысячами жителей, 15 тысячами, 50 тысячами, ну и что? На функции совета это не влияет". Отметим, на том же съезде Совета МО спикер ЗакСа Вячеслав Макаров обмолвился о том, что создание новых МО в новозаселенных районах как идея как минимум предлагалось.
Впрочем, в сентябре в Петербурге предстоят муниципальные выборы, и перед выборами устраивать реформу местного самоуправления в городе вряд ли уместно. Хотя чисто теоретически такой "ход конем" в последний момент выбил бы почву из-под ног всех, кто не был извещен заранее.