Страсти по Крыму

Автор фото: Волков Павел

На этих выходных может решиться судьба Крыма. Есть вероятность, что российские власти сыграют по абхазскому сценарию, и уже в ближайшее время этот полуостров с 2,5 млн жителей если не присоединится к России, то станет, по крайней мере, независимым от Украины. Де-факто, это уже так и есть.

События в Крыму в конце последней недели февраля развивались настолько стремительно, что затмили новости из Киева. Как-то постепенно, но очень скоро главный очаг сопротивления "правительству майдана" переместился из Харькова именно в Крым. И именно о нем теперь чаще всего говорят и в США, и в Европе, и в России.
Официально хроника событий такова. Официальный (или мятежный - в зависимоти от точки зрения) Киев уволил все руководство силовых структур и госорганов Крыма. Те, в свою очередь призвали жителей полуострова к открытому сопротивлению, подчинили себе напрямую силовиков и послали президенту РФ Владимиру Путину заявление с просьбой о защите. В пятницу и субботу некие вооруженные группы, которые и сторонники, и противники майдана называют российскими войсками, занимали стратегические объекты, включая телефонные узлы, правительственные здания и военные объекты (в том числе, аэродромы). Киев и мировое сообщество категорически протестуют, а в администрации Владимира Путина многозначительно говорят, что не оставят без внимания просьбы крымчан о помощи.

Имя им легион

Кстати, на практике ввод российских войск на Украину, о котором сейчас многие говорят, не требуется. Если не случится крупномасштабынх вооруженных конфликтов, для захвата Крыма вполне хватит контингента российский войск Черноморского флота и так уже дислоцированного на территории Крыма, причем, не только в Севастополе, но и по всему полуострову. У российских войск там  есть не только корабли, но и артиллерия, и авиация, и бронетехника. Общая численность российских войск в Крыму военными экспертами оценивается в 20-22 тыс. человек.
При этом численность подразделений украинской армии, в том числе, пожалуй, наиболее боеспособные части морской пехоты в Феодосии и морского спецназа в Севастополе, - не более 30 тыс человек. У них также есть и авиация, и артиллерия, и тяжелая техника. Но надо понимать, что в их числе значительная часть - это внутренние войска, бойцы которых только что вернулись с майдана и вряд ли ради его идеалов горят желанием воевать с российскими частями. Так же серьезную силу из себя представляет спецподразделение МВД Украины "Тигр" - около 700 бойцов также дислоцированных в Крыму.
Вообще, судя по сообщениям из Крыма, до сих пор ни один боец или командир Вооруженных сил Украины в Крыму публично не заявил о готовности воевать с российской армией. Да и сегодняшняя риторика Киева о недопустимости захвата власти насильственным путем вызывает только улыбки у тех, кто обвиняет самих майдановцев в государственном перевороте в стране. В любом случае понятно, что открытого военного конфликта между украинскими и российскими войсками не будет.

Братская помощь

Сообщения о захвате росскими военным стратегических объектов в Крыму выглядят очень странными. Невероятным кажется возможность того, что российские генералы в Москве отдали своим частям приказ захватывать украинские аэродромы. Однако здравый смысл - вещь тонкая. Многие помнят, как в 1999 году российские десантники захватили сербский аэродром в Приштине и удерживали его, несмотря на попытки войск НАТО занять этот плацдарм. Тогда до кровопролития не дошло - натовские солдаты и генералы, понимая, что эскалация конфликта может привести к третьей мировой войне, пошли на дипломатические переговоры. Тогда, кстати, успех российских войск оказался не более чем бряцанием оружием, так как НАТО в итоге добилось всех своих ранее поставленных целей, опираясь на местных политиков, хоть и спустя некоторое время.
Надо вспомнить, что майор Юнус-бек Евкуров, командовавший марш-броском десантников в Приштине, стал высокопоставленным политиком и сейчас возглавляет республику Ингушетия. Вполне возможно, что у нынешних командиров российских военных, захватывающих украинские объекты, тоже большое будущее. Разумеется, телевизионная картинка спасения русских братьев от фашистской угрозы, если она все же будет показана, даст кому-то огромные политические очки. А раз так, российские политики  будутвыстраиваться в очередь за званием спасителя Крыма. Что, собственно, уже и происходит.

Три пути

Вопрос идет с одной стороны, о территориальной целостности Украины, а с другой - о защите интересов русскоязычного большинства Крыма. Обе точки зрения заслуживают право как минимум на внимательное изучение. И как бы ни сложились обстоятельства: останется ли Крым украинским, станет ли независимым или войдет в состав Российской Федерации, - все три варианта будут иметь свою логику и могут быть оправданы как историческими мотивами, так и обстоятельствами сегодняшнего дня.
В Крыму живет 2,5 миллиона человек, из которых 1,5 миллиона просто называют себя русскими. А вообще, больше 90% жителей полуострова думают и говорят по-русски. Разумеется, там есть и крымские татары (около 250 тыс. человек), и этнические украинцы. Кстати, цифра в 2,5 млн человек не включает в себя около 380 тыс. жителей Севастополя, который административно не входит в состав Автономной Республики Крым, а напрямую подчиняется (по прайней мере, до недавних пор подчинялся) Киеву.
Пользуясь правами автономии, полученными еще в 1990-х годах, Крым имеет три официальных языка - помимо государственного украинского, также русский и крымско-татарский. Де-факто, украинскую речь в Крыму слышат в основном по телевизору и в школах и ВУЗах, где изучение украинского языка необходимо. При этом надо отметить, что большая часть русских расселена в Крыму в больших городах.
Сельский же Крым, особенно его степная (то есть, большая) часть в последние десятилетия активно заселялись крымскими татарами. Так что в ряде районов Крыма русские составляеют хорошо если половину населения. Велика доля крымских татар в горном Бахчисарайском, и степном Кировском районах (около четверти). Однако наибольшая их доля - около 30% - в ходе переписи 2001 года
была зафиксирована в Ленинском районе,там, где расположены традиционно считающиеся "русскими" городами Феодосия и Керчь. Такой подробный разговор о крымских татарах важен потому, что официально их лидеры поддержали майдан и даже вступили в откровенное противоборство (с оружием и погибшими) с русскоязычными противниками майдана в Крыму. У крымских татар есть опыт противостояния официальным властям Крыма и даже крупные противоборства со спецподразделениями, в том числе, с известным "Беркутом". Так что по какому из трех возможных сценариев ни развивались бы события, крымско-татарский аспект в каждом из них будет иметь одну из важнейших ролей.

Все говорят

Нельзя игнорировать тот факт, что подавляющее большинство жителей Крыма выступает за отделение от Украины и движение в той или иной форме в сторону России. Люди всерьез готовятся получать российские паспорта, пенсионеры готовят документы для оформления российских пенсий. Кстати, всего в Крыму сейчас числится около 550 тыс. пенсионеров. Если выплачивать им всем среднюю российскую пенсию, это потребует дополнительных затрат весьма не богатого Пенсионного фонда РФ примерно на 70 млрд рублей в год. Каким образом будет осуществляться сбор налогов и отчислений в пенсионный фонд с территории Крыма - пока, видимо, не очень хорошо проработанный вопрос.
При этом пока что по закону Украины двойное гражданство незаконно, и те, кто получит российские паспорта, лишатся украинских. Разумеется, процедура лишения гражданства будет  проходить в суда, но украинские судьи уже имеют опыт принятия таких решений в течении 15 минут. Если этот процесс будет запущен, в Крыму появятся десятки тысяч граждан России, не имеющих украинских паспортов. Они будут иметь недвижимость и бизнес на Украине, учить детей и просто жить, не имея прав и обязанностей граждан страны, где они находятся.  
Разумеется, такая ситуация приведет к дальнейшей эскалации конфликта и рано или поздно может приблизится к реализации абхазского и южноосетинского сценариев. Киеву, поддерживаемому Европой и США, захочется навести порядок на принадлежащей ему территории. Уговорить по-хорошему крымчан не удастся, возникнет соблазн решить вопрос силой, и тогда Россия будет вынуждена также силой защищать своих новообретенных граждан.
Это плохой сценарий, он неизбежно приведет к крови и огромным экономическим потерям. К колоссальному политическому напряжению в Европе. А главное, это уже совершенно точно рассорит Россию с Украиной и подтолкнет последнюю к единственно возможному пути защиты - евроинтеграции. Причем, наверное, по самому неприятному прибалтийскому сценарию. С негражданами, люстрацией, пересмотром идеологии второй мировой войны, требованиями компенсаций за оккупацию СССР, поражением в правах этнических русских и прочими радостями.
Впрочем, отбрасывая в сторону эмоционально-патриотические апсекты проблемы, стоит признать, что обмен Крыма на дружбу с Украиной - вопрос прагматический. До сих пор в экономическом отношении эта дружба в основном заключалась в скидках на газ и безвизовом режиме, то есть, была в некотором роде односторонней. Теперь экономические отношения могут стать более прагматичными и очиститься от романтического налета дружбы народов.
Действительно крупных активов в России у украинцев нет. Вхождение российского бизнеса в экономику Украины - даже при Викторе Януковиче, - шло с большим скрипом и скандалами. По сути, может оказаться, что даже в не очень братской Прибалтике у россиян бизнес развивается куда успешнее, чем на Украине. Тем более, сейчас по Украине, скорее всего, прокатится очередная волна передела бизнеса, и победители майдана будут пересматривать прежние договоренности явно не в пользу российских партнеров.