Вольный остров Крым

Автор фото: Globallookpress

Неудачно созданные регионы часто становятся ареной для схватки государств и причиной крупнейших событий в мировой истории. Крым далеко не первый такой регион, полувеком ранее что-то похожее происходило в Вольном городе Данциг.

После войн географические карты подвергаются изменениям. После мировых войн страны-победители делили Европу заново, и не всегда, как выяснялось, удачно. По Версальскому договору 1919 года на территории бывшей Германской империи, а ныне Польши, между двумя частями разделенной Германии и Польшей был создан Вольный город Данциг, включавший не только сам город, но и около 200 окрестных деревень.
Формально он находился под управлением Лиги наций, на деле же отношения были сложными. К немцам на 1923 год принадлежало 95% населения Данцига, и немецкий был официальным языком, но и статус польского языка был гарантирован законом. С другой стороны Данциг пребывал в таможенном союзе с Польшей, Варшава управляла железными дорогами на территории Вольного города, но не могла, например, без консультаций с властями города заключать международные соглашения, касающиеся Данцига.
Вольный город был расположен так, что был нужен и Германии, и Польше, но перераспределить территории было невозможно: либо Польша теряла выход к морю, либо Германия оставалась разделенной.
Помощник адмирала Канариса Оскар Райле работал в Данциге. В воспоминаниях он писал например: "Из разведслужб противника в Данциге польская была самой опасной. Она располагала большими силами и средствами для экономической, политической и пропагандистской подрывной деятельности против вольного города, а также засылала множество агентов и в Восточную Пруссию, которые вели там широкомасштабный шпионаж... Для существования и функционирования Вольного города Данцига самым опасным было нарушение польскими ведомствами экономических прав, закрепленных за вольным городом по договору... То, что его жители, на 90 процентов немцы, будут всеми силами противиться польским властям, было неудивительно... Многих немцев выживали из отошедших к Польше земель. В районе Зольдау, например, староста официально уведомил немецких оптантов (лиц, имеющих право выбирать гражданство), что им следует как можно быстрее покинуть Польшу. Кто к 1 января 1923 года еще будет оставаться в своих хозяйствах, того силой выселят и вышлют из страны... польский министр иностранных дел Залесски в сентябре 1930 года обронил президенту данцигского сената: "Данцигский вопрос может разрешить лишь польский армейский корпус". Подобное высказывание польского министра, лица официального, со всей очевидностью показывает, насколько была взрывоопасной ситуация".
А вот как описывает ситуацию в 1930-х (в это время в Данциге национал-социалисты стали занимать более половины мест в Сенате) историк Евгений Беркович, посвятивший много трудов исследованию истории евреев, в книге "Из Данцига в Эйлат: морем к свободе": "...главой законодательной власти в Вольном городе стал убежденный нацист Артур Грайзер, сразу развернувший на оппозицию решительное наступление под откровенно антисемитскими лозунгами... Все евреи на государственной службе были досрочно отправлены на пенсию. Нацистские функционеры вынуждали профессиональные союзы и объединения избавляться от "неарийских" членов. Такое предписание поступило и в Союз немецких фронтовиков".
К 1938 году "Конституция Вольного города Данциг была без всяких законных оснований отменена при молчаливом согласии верховного комиссара Лиги наций. Для евреев Данцига наступала страшная ночь, и большинству не было суждено дожить до рассвета. Нацисты Данцига действовали по гитлеровским инструкциям. Через три дня после всегерманского еврейского погрома 9-10 ноября 1938 года запылали и синагоги Данцига... К началу Второй мировой войны в Данциге оставалось 1200 евреев, их всех депортировали в концентрационные лагеря, из них выжило только 50 человек. Советские войска, освободившие Данциг в марте 1945-го, не встретили там ни одного еврея".
В свою очередь в 1945 году из Данцига, отошедшего-таки к Польше (теперь он называется Гданьск) было изгнано более 120 тысяч немцев, на их место были привезены поляки.
Поляки и немцы чинили друг другу в Вольном городе всяческие препятствия и постоянно обращались к Верховному комиссару и Лиге наций для разрешения множества спорных вопросов. В 1939 году Адольф Гитлер приступил к воссоединению земель. Дипломаты потребовали у Варшавы вернуть Данциг и создать "коридор", соединяющий его с Германией, требование было отвергнуто. Батальон СС прибыл в Вольный город, вместе с местными добровольцами составив силы ополчения. 1 сентября 1939 года ими и немецкими войсками был атакован полуостров Вестерплатте, где размещались польские военные склады.
Обороняли Вестерплатте поляки, героически прооборонявшись неделю, они все же капитулировали. Этот эпизод стал потом в Польше страницей национальной славы. Но Данциг был оставлен польскими войсками. Во время войны город был почти полностью разрушен, жители бежали, более пяти тысяч погибли на транспорте "Вильгельм Густлофф", торпедированном Александром Маринеско.
Сейчас Германия, естественно, уже не выдвигает претензий по поводу Данцига-Гданьска. Однако эта история, без всяких сравнений и оценок, показывает, к каким последствиям могут иногда привести неудачно проведенные границы с одной стороны и радикальные реваншистские настроения — с другой.