Достаточно прочитать Конституцию Украины, чтобы выяснить: решение крымских властей о референдуме и присоединении к России незаконно. Столь же незаконно, как действия Киева – смещение Януковича, назначение и.о. президента и формирование правительства.
6 марта парламент Крыма объявил о выходе из состава Украины и о присоединении к России. Решение вступит в силу в том случае, если 16 марта на референдуме его поддержит большинство граждан (в чем мало сомнений) и если его поддержат власти РФ (в чем сомнений нет вообще).
Крымские власти ссылаются на два обстоятельства: государственный переворот в Киеве и легитимное желание граждан и властей Крыма. Первое соответствует истине и букве закона, второе – нет.
В Конституции Украины (ст. 138), действительно, написано, что в полномочия крымских властей входит "организация и проведение местных референдумов". Однако другие статьи Конституции уточняют, какие референдумы в каких случаях могут проводиться.
"Украина является унитарным государством, — сказано в ст.2. — Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной". "Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего украинского народа", — продолжает ст. 17.
На фото: Украина. Бахчисарай.
Как может быть проведен референдум, сказано в ст. 73: "Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины".
"Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению", — уточняет ст. 134.
Зато второй аргумент крымских властей – о нелегитимности нынешних киевских властей – полностью соответствует истине. Президент Украины Виктор Янукович жив, от полномочий не отказывался, полномочия его не закончились, он был смещен с должности без проведения процедуры импичмента. Согласно Конституции, он по-прежнему президент. Так называемый "и.о. президента" Александр Турчинов таковым не является, ни одно подписанное им решение не имеет никакой силы.
"Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины", — сказано в ст. 108. "Отставка Президента Украины вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины", — отмечено в следующей статье. "Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины — по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения", уточняет ст. 110. "Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или другого преступления", — завершает дискуссию ст. 111.
Столь же нелегитимным является и правительство Украины. Его должен утверждать президент страны, чего не произошло. "Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины", — сказано в ст. 114.
Следовательно, решения крымских властей, своеобразный "симметричный ответ" одной революционной необходимости на другую, столь же нелегитимны, как решения властей киевских. Парадоксальным образом это ничего не меняет в сложившейся ситуации с точки зрения закона. За отсутствием в стране президента и правительства законных полномочий реагировать на действия крымчан нет ни у кого.