11:1717 марта 201411:17
519просмотров
11:1717 марта 2014
Строительство стадиона "Зенит–арена" стоимостью 34,9 млрд рублей обернулось банкротством для множества партнеров компании "Инжтрансстрой" Олега Дерипаски — генподрядчика стройки.
Строительство стадиона для "
Зенита
" на прошлой неделе в очередной раз оказалось в центре внимания в связи с заявлениями министра спорта Виталия Мутко. Министр выразил тревогу по поводу сроков сдачи "практически всех" стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Позже чиновник уточнил, что строительство конкретно "Зенит–арены", которая должна быть сдана в 2015 году, опасений не вызывает. Но осадок остался, и "ДП" решил разобраться, что на самом деле происходит с многострадальной ареной. Как выяснилось, в ходе строительства стадиона стоимостью более 34 млрд рублей, генподрядчиком которого является "Инжтрансстрой" Олега Дерипаски, десятки подрядчиков обанкротились.
Многочисленные переоценки стоимости стадиона менее всего сказались на благосостоянии генподрядчика — ЗАО "Инжиниринговая компания Трансстрой" (ЗАО "Инжтрансстрой"). И, хотя в компании уверяют, что проект изначально был имиджевым и убыточным и в лучшем случае генподрядчик выйдет в ноль, похоже, внакладе она не останется. По крайней мере, по данным СПАРК, выполняя этот госконтракт, несмотря на падение выручки с 21 млрд (2008 год) до 18 млрд (2009 и 2010 годы) рублей, "Инжтрансстрой" увеличил чистую прибыль в разы: со 180 млн рублей в 2008 году до 280 млн в 2009–м и 640 млн в 2010 годах. В 2011 и 2012 годах, на фоне серии скандалов со стадионом и последовавшей за ними переконтрактовки, прибыль компании вернулась к уровню 100 млн рублей — но осталась в плюсе.
Основной же удар от проектной чехарды приняли на себя субподрядчики, которые, по данным многочисленных судебных актов, заключая договор с "Инжтрансстроем", выплачивали ему от 7 до 15% комиссионных от суммы каждого контракта "за генподрядные услуги". Кроме того, они должны были закупать у "Инжтрансстроя" материалы и арендовать оборудование, выплачивая за это до половины стоимости своих работ.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Строительство футбольного стадиона "Зенит-Арена" на Крестовском острове.
Мечта Курокавы
Проект стадиона для "Зенита" японского архитектора Кисо Курокавы стартовал в 2006 году. Первым генподрядчиком строительства по заказу города, которое изначально оценивалось в 6,7 млрд рублей, было ООО "Авант". Эта фирма, освоив 5 млрд рублей, сумела к концу 2008 года лишь снести старый стадион им. Кирова и забить сваи для новой арены. Контракт с нею был расторгнут, фирма обанкротилась (как и десятки ее субподрядчиков), а новый контракт — на 22,5 млрд рублей — был заключен в декабре 2008 года с ЗАО "Инжтрансстрой" Олега Дерипаски.
К сентябрю 2013 года, освоив 9,9 млрд рублей, генподрядчик заключил с комитетом по строительству Петербурга соглашение о расторжении госконтракта. Объяснялось это тем, что Россия выиграла право провести у себя чемпионат мира по футболу в 2018 году и пришлось приводить проект в соответствие с требованиями FIFA. Был проведен конкурс на достройку стадиона, который выиграл тот же "Инжтрансстрой", взявшийся доделать начатое за 12,5 млрд рублей.
При этом, как сообщили в самом "Инжтрансстрое", эта сумма покрывает лишь часть работ. Конкурс на дополнительные работы, предусмотренные требованиями FIFA, стоимостью около 9 млрд рублей Смольный проведет до конца 2014 года. В итоге общая стоимость стадиона составит 34,9 млрд рублей.
В ответе за поле
На прошлой неделе Арбитражный суд СПб и Ленобласти удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего ЗАО "НПО им. Кузнецова" Виктора Исаева о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам компании ее бывшего гендиректора Дмитрия Гаврилова. Топ–менеджер, принесший в суд лист нетрудоспособности, должен будет выплатить 79 млн рублей. НПО им. Кузнецова, работавшее на рынке проектных и инженерно–строительных работ с 1997 года, разорилось в 2012 году, взявшись изготовить выкатное футбольное поле для стадиона. Теперь ООО "Инжтрансстрой–СПб" — "дочка" ЗАО "Инжтрансстрой" — является ключевым кредитором НПО с требованиями почти на 100 млн рублей.
По данным суда, сумма контракта, заключенного в августе 2009 года между НПО им. Кузнецова и "Инжтрансстроем–СПб", изначально составляла 900 млн рублей. Но год спустя она была снижена до 388 млн рублей в связи с очередной необходимостью сократить стоимость проекта. А еще через 3 месяца, в ноябре 2010 года, контракт был расторгнут в связи с критическим отставанием от графика работ. "Инжтрансстрой–СПб" 2 года судился с НПО, требуя вернуть "неосвоенные авансы", а субподрядчик — оплатить выполненные работы.
После серии взаимозачетов НПО осталось должно почти 100 млн рублей: 59 млн — за "генподрядные услуги" (15% стоимости всех выполненных работ) и 41 млн — за поставленные стройматериалы: бетон, арматуру и фанеру. Выплатить эти деньги субподрядчик не смог, поэтому в 2012 году получил от генподрядчика иск о банкротстве.
Выкатное поле, как сообщил директор по проектированию инженерной подготовки ООО "Инжтрансстрой-СПБ" Сергей Копыл, так и осталось до сих пор недостроенным. "Тендер на достройку поля уже объявлен, а сектор G мы будем достраивать самостоятельно", — отметил он и добавил, что сроки по этим работам не критичны для всего проекта.
Стандартная схема
Между тем, как выяснил "ДП", аналогичная ситуация сложилась и с другими субподрядчиками, участвовавшими в реализации первоначального проекта "Инжтрансстроя". Более двух десятков субподрядчиков судятся с "Инжтрансстроем" и его петербургской "дочкой" по поводу невыполненных и неоплаченных работ на стадионе. Половина из них находится на разных стадиях банкротства. Кроме НПО им. Кузнецова банкротятся ООО "Стройпроект", ООО "Партнер", ОАО "Трест Мосэлектротягстрой", ООО "Проминвестстрой", ООО "Эдванс–С", ООО "Евротехника" и ООО "РСК–Реконструкция".
При этом сам "Инжтрансстрой" в суде продолжает требовать с этих субподрядчиков деньги за поставленные бетон и арматуру (цены на которые иногда достигают 40% стоимости работ), а также от 7 до 15% суммы контракта в качестве комиссионных за "генподрядные услуги".
Впрочем, по поводу поставок бетона руководитель проекта "Стадион" пресс–службы "Трансстроя" Анастасия Гордеева объяснила корреспонденту "ДП", что для "Зенит–арены" используется уникальный запатентованный сверхпрочный (в отличие от стандартного Б–20) бетон Б–50, который изготавливается прямо на стройплощадке бетонным заводом "Трансстроя". Что касается металла и фанеры, то они закупаются у поставщиков ("Трансстрой" их не производит), а субподрядчики приобретают эти материалы у "Инжтрансстроя" добровольно. Примечательно, что процедуры банкротства идут и в "дочках" самого "Трансстроя", задействованных на стадионе: в частности, конкурсное производство открыто в ООО "Трансстроймост", которое отвечало за привлечение на объект трудовых ресурсов, и в ООО "Трансстрой–Северо–Запад". Иск о банкротстве от одного из контрагентов ЗАО "Расчетный центр" получило и ООО "Инжтрансстрой–СПб". Суд рассмотрит этот иск сегодня.
“
С 2009 года мы разрабатывали проект конструкций стадиона. В 2011 году выяснилось, что объект не соответствует концепции FIFA, поэтому всю команду проектировщиков сменили. Хотя мы не имели отношения к разработке концепции, нам не заплатили крупную сумму. Мы взыскивали ее в судах, но "Трансстрой–СПб" менял банковские счета, что сделало невозможным взыскание. В итоге нам пришлось обанкротить одну из своих компаний. Я бы не исключал такой версии, что поступить так с нами и еще более чем c 20 компаниями в "Трансстрое–СПб" планировали с самого начала.
Александр Кукша
генеральный директор ЗАО "ТАВР"
“
Окончательный проект стадиона, доработанный с учетом требований FIFA, будет стоить 34,9 млрд рублей. Предыдущий контракт, по которому мы начали работать в 2008 году, не включал, в частности, раздвижную крышу, ряд подземных помещений в холме, часть железобетонных конструкций, часть работ по благоустройству… Ну и еще некоторые работы по инженерным сетям. В частности, в связи с увеличением количества зрителей изменились требования к кондиционированию, вентиляции, водоснабжению, пожаротушению и т. д.
Сергей Копыл
директор по проектированию ЗАО "Инжтрансстрой"