Большегрузы будут платить 3,5 рубля за 1 км проезда по региональным трассам Ленобласти в качестве компенсации за вред, который они наносят дорожному покрытию. Такой закон уже принят и для федеральных дорог. Перевозчики прогнозируют рост цен на товары, которые они перевозят, и в шутку предлагают идти дальше и ввести оплату за чистый областной воздух.
Чиновники из комитета по дорожному хозяйству Ленобласти направили в Госдуму законопроект, по которому все грузовики массой более 12 т должны перечислять в областной бюджет 3,5 рубля за каждый километр пути по региональным и межмуниципальным трассам.
"Принятие этого законопроекта вполне вероятно. Но детально изучать вопрос нужно будет, когда документ утвердят. В области перевозок внедрение новых законов растягивается на внушительные периоды вплоть до нескольких лет", — отметила в беседе с dp.ru Елена Глазкова, директор по развитию Ассоциации независимых перевозчиков.
В 2013 г. такой же закон уже был принят в отношении федеральных трасс. Он вступает в силу 1 ноября 2014 г. По оценкам чиновников, в результате владельцы большегрузов будут пополнять федеральный бюджет на 50 млрд рублей ежегодно.
Федеральные инвестиции в создание системы сбора таких платежей составляют почти 90 млрд рублей. На грузовиках будут бесплатно устанавливаться устройства для учета пути следования и пройденного расстояния. На основании показателей этих устройств деньги будут автоматически списываться со счетов компаний-перевозчиков. К этой системе будет подключена и Ленобласть, если законопроект одобрят в Госдуме.
Читайте также:
Грузоперевозки
Разрешение на въезд
Прибыльность бизнеса перевозчиков снизится из-за этого нововведения на 0,5%, считают чиновники. Сами перевозчики называют другие цифры – от 3% до 8%. Они отмечают, что здесь многое зависит от того, какой груз везет машина.
"Например, по федеральной трассе между Петербургом и Москвой чаще ходят дорогостоящие грузы, такие как электроника, автомобили, запчасти и комплектующие. Если ваш товар стоит $1 млн, сбор 2,5 тыс. рублей будет незаметным. А что возят из Петербурга в Ленобласть по региональным дорогам? Это доставка фермерских товаров, овощи, цветы, молоко. Вести молочные продукты в маленьких бочонках экономически невыгодно и фермерам, и заказчикам, и перевозчикам, и, в конечном счете, потребителю, ведь это сказывается на цене товара. Молоко везут в большегрузах, но оно стоит гораздо дешевле электроники, и здесь сбор в 2-3 тыс. рублей будет ощутимым", — объяснил dp.ru Вячеслав Лазарян, председатель совета директоров "Совавто–С.Петербург". Он предложил областным чиновникам не останавливаться на полпути и ввести налог на возможность подышать чистым областным воздухом.
Платить за новые идеи чиновников будет потребитель, отмечали все перевозчики в беседе с dp.ru. Они проводили аналогию с ограничениями, которые на днях решили отменить в Петербурге. До сих пор машины с грузом более 8 т могли проехать во многие городские промзоны только под запрещающий знак. Компании-перевозчики начали закладывать штраф в 5 тыс. рублей в свои расходы. Соответственно, он начал отражаться на стоимости их услуг, а затем и на стоимости товаров, которые на этих грузовиках перевозились. В ближайшее время это ограничение будет отменено.
Но иначе на эту ситуацию смотрит глава Ленобласти Александр Дрозденко. По его мнению, область – это транзитный регион, и многотонные грузовики наносят большой вред региональным дорогам, а платить за амортизацию трасс приходится из областного бюджета.
"За 20 лет работы нашего мнения ни разу не спрашивали, а если и спрашивали, то только для проформы. Пусть делают все, что хотят. Сбор 3,5 рублей за 1 км – это, в конце концов, мелочи на фоне тех убытков, которые мы несем в связи с подорожанием топлива, ростом курса евро и общей нестабильностью национальной валюты", — прокомментировал dp.ru законопроект областных чиновников Михаил Климов, гендиректор ЗАО "Мидас".
Интересно, что еще в 2008 году экс-губернатор Ленобласти Валерий Сердюков поручал областному правительству в течение трех месяцев разработать закон, по которому с владельцев большегрузных машин взимали бы плату за проезд даже по внутрипоселковым дорогам. Но документ так и не утвердил парламент Ленобласти.