Обозреватель dp.ru Жанна Журавлева - о том, может ли Россия обойтись без американского программного обеспечения.
Иностранные СМИ извещают: США начинают масштабную информационную разведку на просторах России. Да, об этом теперь пишут в газетах: выехал разведчик Джон, встречать на третьем пути. И наши власти тут же отвечают: американцы сами ставят крест на использовании своего оборудования в российском госсекторе. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров спешит поделиться этими мыслями в американских Twitter и Instagram.
Звучит как анекдот, причем не особо заковыристый. США, конечно, разведку никогда и не прекращали. А нынешнее их заявление похоже на послание европейским партнерам: мол, не беспокойтесь, мы этих русских держим под контролем. Ответ Николая Никифорова политологи расценили примерно так же — популизм в чистом виде. Однако вопрос о том, чем заменить иностранное оборудование и ПО, не перестает быть насущным.
Вопрос отнюдь не риторический. Представители крупных IT–компаний говорят, что отечественное ПО на замену есть, "но оно сыровато". Чтобы довести продукты до ума, объединить их в систему, нужно время и большие инвестиции. И эти инвестиции российский IT–бизнес ожидает от своего основного заказчика — государства.
Обострение отношений с западными партнерами уже повлияло на отрасли телекоммуникаций и IT. В НП "Руссофт" говорят, что у поставщиков ПО, входящих в организацию, сорвалось два контракта — с французами и англичанами. Там уверены, что это исключения (что взять с французов и британцев, которые воевали с Россией за Крым), тенденция не станет глобальной, и считают, что, как ни парадоксально, западные страны в разрезе IT–бизнеса зависят от нас больше, чем мы от них. Ведь они же зарабатывают на нас огромные деньги. А мы можем перестроиться на закупки из Китая или Тайваня. Последние только этого и ждут.
Примерно то же — с оборудованием. Здесь наша зависимость, пожалуй, еще выше. Существуют риски. Среди активных на отечественном рынке поставщиков есть весьма политизированные западные игроки, которые пользуются поддержкой своих правительств. Но резкие шаги могут обернуться для них в дальнейшем полной потерей российского рынка. Китайские производители напирают и своего шанса не упустят.
Напрашивается вывод: западный высокотехнологичный бизнес потеряет больше, чем российский, если начнет чинить препоны по политическим мотивам.
Логика в такой аргументации есть. Правда, она чем–то похожа на рассуждения наркомана о том, что дилер от него зависит. Поменять одного поставщика на другого мы можем всегда. Но вот избавиться от зависимости… Да, это процесс длительный и затратный. По масштабу сравним с Олимпиадой. Иностранные компании вливали в свои разработки миллиарды долларов в течение долгих лет. Китайским корпорациям активно помогает правительство.
"У нас все ушло в слова. Выяснение сути. Сути чего?" — вопрошает героиня одного советского фильма. И, в общем, это точно характеризует ситуацию в России.