Прогнозы роста российской экономики в 2014 году провалились уже в первом квартале. Эксперты резко понизили ожидания, неблагоприятные сценарии допускают спад. Впрочем, большинство прогнозов предполагают небольшой рост.
Прогнозы роста российского ВВП в 2014 году на 2% и более были достаточно распространены в конце года предыдущего, несмотря на то что 2013 год экономика России закончила с его повышением всего на 1,3%. Тем не менее Минэкономразвития предсказывал почти двукратное ускорение роста ВВП, до 2,5%. Среди основных драйверов называлось замораживание тарифов естественных монополий. Средства, сэкономленные на энергоресурсах, по идее, должны позволить предприятиям увеличить инвестиции.
Внезапные катаклизмы
Однако в первые месяцы 2014 года экономика испытала ряд серьезных потрясений — девальвацию рубля и угрозу международных санкций в связи с вмешательством России в события на Украине. Резко увеличился отток капитала из страны: за I квартал, по предварительным оценкам, он составит $60 млрд — почти столько же, сколько за весь прошлый год. И большинству экономистов стало понятно: прогнозы роста ВВП пора менять.
В конце прошлой недели министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, выступая на Биржевом форуме, заявил, что если отток капитала из России в 2014 году достигнет $100 млрд, то рост ВВП РФ в 2014 году замедлится до 0,6%. При этом он согласился с опубликованным накануне прогнозом Всемирного банка (ВБ), что если отток капитала из РФ составит за год $150 млрд, то о росте ВВП придется забыть:вполне вероятно его снижение примерно на 1,8%. Сам ВБ в декабре прогнозировал рост российского ВВП на 2,2% в 2014 году, а на прошлой неделе объявил, что даже при оптимистичном сценарии ждет подъема лишь на 1,1%.
Банк HSBS также на прошлой неделе понизил прогноз по годовому приросту ВВП России с 2 до 0,6%. Альфа–Банк подтвердил свой январский прогноз на уровне 1%. В декабре в Альфа–Банке считали, что в 2014 году российская экономика может повторить результат 2013 года — рост ВВП на 1,3%.
Поправить правило
Снижение экономического роста при увеличении оттока капитала Алексей Улюкаев объясняет просто: убегающий капитал снижает инвестиционную активность. По его словам, при оттоке по итогам года $100 млрд инвестиции в основной капитал снизятся примерно на 1,3%.
По мнению министра экономики, проблема санкций со стороны мирового сообщества состоит не в самих санкциях, а в том, что в ожидании санкций бизнес сворачивает инвестиции. Улюкаев заявил, что в подобной ситуации считает возможным скорректировать бюджетное правило, диктующее, что расходы бюджета формируются исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а сверхплановые доходы при повышении цены нефти не тратятся, а направляются в резервный фонд. По мнению министра, в периоды оттока капитала стоит тратить часть бюджетных средств на государственные инвестиции в транспортную и энергетическую инфраструктуру, а также на поощрение частных инвестиций, например с помощью госгарантий. При инвестиционной паузе, как сейчас, имеет смысл применять некое правило по изменению бюджетного правила, уверен Улюкаев.
Главное — не суетиться
Глава
Минфин
а РФ
Антон Силуанов выступил резко против изменения бюджетного правила. По его мнению, такая непоследовательность скорее отпугнет инвесторов. "Сейчас самое главное — не суетиться, — сказал министр финансов. — Если мы начнем менять основные принципы экономической, финансовой, бюджетной политики, то мы создадим, наоборот, недоверие инвесторов".
Его поддержала председатель
Банка России Эльвира Набиуллина. "Доверие инвесторов зависит от макроэкономической стабильности. Мне кажется очень важным в этой ситуации не рисковать факторами макроэкономической стабильности даже для того, чтобы запустить какие–то дополнительные меры для стимулирования инвестиций", — заявила она, пообещав, что Центробанк будет добиваться низкой инфляции как одного из факторов стабильности.
“
Одним из последствий происходящих событий может стать увеличение спроса на кредиты внутри страны, если будет уменьшаться доступ наших компаний и банков к заимствованиям за рубежом. Мы со своей стороны готовы предоставлять банкам ликвидность, с тем чтобы они удовлетворяли этот возрастающий спрос на кредиты. Но только мерами денежно–кредитной политики обеспечивать растущий спрос на денежные ресурсы неправильно. Нужно улучшать корпоративное управление, повышать транспарентность предприятий и надежность финансовой инфраструктуры, чтобы компании могли привлекать ресурсы на рынке.
Эльвира Набиуллина
председатель Банка России