В условиях растущей конкуренции участники рынка загородного отдыха ищут новые решения. В последние годы быстро растет популярность экотуризма, и все больше баз отдыха учат гостей доить козу и взбивать масло.
Экологический туризм — это путешествия в места с относительно нетронутой природой, которые обязательно включают в себя питание местными фермерскими продуктами, прогулки, погружение в деревенскую жизнь. Часто к этому же сегменту относят отдых с этническим уклоном — проживание в деревенских домах, обучение народным ремеслам.
Овца, коза и тишина
Экотуризм существует уже давно в виде походов и отдыха в деревне. Но только в последние годы он стал набирать популярность в Ленобласти и получил собственную долю рынка загородного отдыха. На волне интереса к натуральному питанию и здоровому образу жизни в Ленинградской области открылось множество экогостиниц и баз отдыха.
На экологическом туризме специализируются базы "Мандроги", "Петяярви", "Зубровник", "Хутор Белой Козы" и другие, всего около 40 баз отдыха. Вадим Скаржевский, совладелец портала "Поисквилл.ру", рассказывает, что, следуя тренду, сделал на своем сайте специальную пометку для мест экоотдыха. "Тенденция к росту популярности экотуризма очень заметна, — рассказывает Вадим Скаржевский. — Рядом с Петербургом появляется все больше мест отдыха, где предлагают свежее молоко (в том числе козье), овощи и мясо собственного производства, свежевыпеченные пирожки". Генеральный директор базы отдыха "Трава" Татьяна Пугачева отмечает, что интерес к экотуризму и этноотдыху появился чуть более 3 лет назад и с тех пор только растет, хотя стоимость недели экоотпуска за городом сопоставима с ценой недели пляжного отдыха среднего ценового сегмента. Например, стоимость аренды одного коттеджа на шесть человек на экобазе отдыха может составить 5 – 10 тыс. рублей в сутки в зависимости от сезона. "Люди пытаются очистить голову и поэтому едут туда, где нет радио, телефона, а иногда даже электричества, — объясняет Татьяна Пугачева. — Именно поэтому люди готовы платить не за пляжный отпуск, а за деревенский. На многих базах отдыха обучают гостей топить печку, правильно носить коромысло. А у нас на базе есть мини–зоопарк с домашними животными: ведь люди уже не отличают овцу от козы".
Зоопарки и конюшни заводят многие базы отдыха, и, по отзывам агентств, именно такие варианты пользуются более высоким спросом. При этом отказаться от электричества мало кто решается: туристы предпочитают, возвращаясь в избу, заряжать телефон и даже смотреть телевизор.
Большинство экобаз отдыха сотрудничают с местными фермерами, но чаще они не открывают рестораны или столовые при гостиницах, а предлагают гостям готовить еду самостоятельно. Например, после рыбалки приготовить свежую уху, сбить масло или сделать домашний сыр. Экобазы стараются располагать парковки так, чтобы их не было видно, и поддерживать тишину.
"Думаю, что пляжный отдых все же будет популярнее деревенского, ведь климат в России непростой, — рассказывает Надежда Егорова, управляющая "Хутором Белой Козы". — Но в последний год–два очень часто к нам приезжают даже из пригородов: люди хотят отдохнуть от квартиры и пожить в деревянном доме".
Конкуренция растет
Объем рынка отдыха в Ленинградской области сильно меняется в зависимости от сезона: растет в новогодние каникулы и летом и падает осенью и в начале весны. Оборот областных баз отдыха и агентств, специализирующихся на внутреннем туризме, оценивают примерно в 1 млрд рублей в год. Сегмент экотуризма хотя и растет, но пока занимает не более 10–15% оборота рынка, а наибольшей популярностью пользуются семейные и оздоровительные туры. Отдых с этническим уклоном обычно предлагают в русском стиле, коренные народы Карелии представлены мало. Но участники рынка отмечают, что спрос есть, а за ним будет расти и предложение. Многие фирмы уже предлагают туры по усадьбам и крепостям Ингерманландии, стилизованные под вепсский быт коттеджи, но специализируются на этом не более 20 компаний. Среди них фирма "Эклектика", заповедник "Вепсский лес", "Вохотка" и другие. Игроков на рынке немало — несколько сотен баз отдыха, гостиниц, пансионатов и частных арендодателей, а также десятки агентств по подбору туров и поисковых порталов.
Участники рынка загородного туризма рассказывают, что спрос по отношению к предыдущему году увеличился незначительно, примерно на 2 – 5%. "Рынок аренды загородной недвижимости развивается, и толкает его к этому серьезная конкуренция, — рассказывает Кристина Никифорова, представитель турфирмы "Загородный отдых". — Базы постоянно проводят разные акции и скидочные кампании".
Базы отдыха Ленобласти в последние несколько лет остро конкурируют с гостиницами в Финляндии и активно развивают новые направления, чтобы клиенты предпочли не уезжать за границу. "По нашим оценкам, преимущество будет на стороне Ленобласти: курс евро этому способствует, а на внутреннем рынке при этом цены стабилизировались и не удивляют покупателей, — говорит Вадим Скаржевский. — В целом же рынок явно становится все более цивилизованным, растет и качество услуг, и уровень конкуренции".
“
Спрос смещается в сторону более качественного отдыха: людей интересует не просто хоть какой–нибудь номер в загородном отеле, появляются конкретные требования в духе "нужен бассейн и досуг для детей". В результате у нас в базе регистрируются новые базы отдыха с современной отделкой, с привлекательным дизайном — качество предложения растет. Владельцы коттеджей начинают понимать, что пришло время сервиса и реальной конкуренции, недостаточно лишь построить базу. Также наблюдаем рост числа мест отдыха с этнографическим уклоном. Владельцы предлагают тематические праздники в национальном духе, появляются строения, стилизованные под старину.
Вадим Скаржевский
совладелец портала "ПоискВилл.ру"