ГАТИ разработала сложную систему индексации работы подрядчиков и заказчиков. На последних местах рейтинга — "АБЗ-Дорстрой", Дирекция транспортного строительства (КРТИ) и "Буер", а среди образцово-показательных компаний – "ВАД", "МегаМейд" и "Пилон". Dp.ru узнал, как составляется рейтинг, и воспринимают ли его всерьез.
Ежегодно сроки работ на дорогах Петербурга срываются. Какими бы ни были официальные причины, получается, что чиновники не в силах изменить ситуацию. Повлиять на тех, кто уже задерживает сроки, не удается. Но есть другой вариант. Обезопасить заказчиков от работы с "неторопливыми" подрядчиками может аналитика — рейтинг качества уже проделанных на дорогах работ. Его с прошлого года начали вести в Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ), и сейчас подводят первые итоги.
В списке сегодня чуть больше 220 компаний. Это подрядчики, у которых есть не меньше 8 ордеров на работы: дорожный ремонт, ремонт сетей, установка ограждения, перекрытие движения. Как объясняют в ГАТИ, 8 ордеров — золотая середина, которая позволяет отсеивать тысячи компаний с разовыми работами и следить только за постоянными подрядчиками. В основном, отсеивается малый бизнес, то есть фирмы, которые решают один раз отремонтировать что-то поблизости от своего объекта или подзаработать на выполнении пары-тройки заказов, например.
Компании в рейтинге разделены на три зоны – зеленая, желтая и красная. Зеленая зона говорит о добросовестности, желтая ставит качество работы подрядчика под вопрос, а красная прозрачно намекает заказчику из числа чиновников или руководителей госкомпаний на необходимость задуматься о дальнейшем сотрудничестве.
Список обновляется еженедельно. В ГАТИ dp.ru продемонстрировали, как работает система мониторинга. Обо всех нюансах ее работы рассказал Сергей Савоськин, начальник организационно-аналитического управления (ОАУ ГАТИ).
Только мотивация
В итоговую таблицу заносятся все данные: ордера, срок задержки работы, выполнение благоустройства, индекс нарушений и прочее. Туда же, в общую систему, добавляются фотографии объектов с нарушениями. Все данные хранятся в специальной внутренней программе ГАТИ, доступ к которой есть у сотрудников, а также, по запросу, у подрядчиков и заказчиков.
На фото: Сергей Савоськин, начальник ОАУ ГАТИ
Пока что рейтинг — это только мотивация для дисциплины исполнения работ. Никакой законодательной силы он не имеет. Даже самый заядлый нарушитель из списка не попадет в список недобросовестных подрядчиков.
Прописать возможность расторжения контракта с подрядчиком, попавшим в "красную часть" списка ГАТИ, может сам заказчик. Однако они пока этого не делают. Максимум, что они делают — проявляют особый интерес к рейтингу ГАТИ. "Водоканал" и "Ленэнерго" еженедельно запрашивают подробную "разбивку" по работам своих подрядчиков, интересуются и другие компании. Но примеров конкретных действий, — разрыва контракта, — пока нет. Здесь ссылаются на отсутствие соответствующих законов.
"Есть положительные примеры: подрядчик "Ленэнерго", компания "Энерговектор", в 2013 году была на последнем месте рейтинга, но начала обращаться за разрешениями на работу, и сейчас уже приближается к "желтой зоне". До этого "Энерговектор" вообще не считал нужным получать ордера. У них накопилось около 50 протоколов за работу без ордера. Заметив себя в числе аутсайдеров, представители компании позвонили в ГАТИ, поинтересовались, как это исправить, и начали работать по закону. До этого штрафы их почему-то не мотивировали", — рассказал Сергей Савоськин, начальник ОАУ ГАТИ.
Зеленые, желтые и красные
Первые 100 компаний-подрядчиков в рейтинге ГАТИ попадают в "зеленую зону". Они допустили, в основном, не больше десятка нарушений. Здесь больше муниципальных подрядчиков, чем крупных городских. В ГАТИ это объясняют просто: "Муниципалы свои работы планируют тщательнее, поскольку они появились позже и не успели научиться неправильно работать".
Впрочем, есть и крупные игроки, такие как ООО "СевЗапСтрой", ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ООО "ПВЗ "Звезда", ЗАО "ВАД", ОАО "Ростелеком", ООО "ПетербургГаз", ЗАО "СМТ", ЗАО "МегаМейд", ЗАО "Пилон", ООО "Главстрой-СПб", ОАО "Метрострой" и другие.
Только у двух участников "зеленой зоны", "Водоканала" и "Ленэнерго", количество нарушений приближается к 50. Но они остаются среди добросовестных подрядчиков, поскольку эта цифра выглядит небольшой в соотношении с количеством ордеров — 1,5-2,5 тысячи.
В желтом списке 50 компаний, и среди них уже встречается больше крупных игроков: СПб ГУП "Мостотрест", ОАО "Мостоотряд №19", ООО "ТГС", ООО "СтройПроект", ОАО "ГСК", ЗАО "ОВД-Энергомаш", ООО "Лемминкяйнен Строй", ЗАО "Водоканалстрой", ООО "КВС", ОАО "Мостострой №6", ЗАО "ЮИТ Санкт-Петербург", ЗАО "Лендорстрой-2", ООО "Дивный град" и многие другие.
Почти из 100 компаний состоит красный список, то есть перечень подрядчиков, которые регулярно нарушают условия ордеров или вовсе выходят, не получая их. Здесь ОАО "РЖД", ООО "РСУ-3", ООО "СтройКорпорация", ООО "Магистраль", ЗАО "АБЗ-Дорстрой", ООО "Мост-сервис", ЗАО "Ленэлектромонтаж", ЗАО "Буер", ООО "ДорСтройИнжиниринг", ООО "Строй-Инвест", ООО "РемТехСтрой", ООО "РТС" и СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (ДТС), подведомственное Комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
В случае с ДТС речь идет о работах, где ордера оформлялись напрямую на дирекцию, а не на подрядчиков. Это происходило в прошлом году. Так же ДТС фигурирует и во втором списке, — списке заказчиков. Собственно, по правилам этого года самого ГАТИ, ДТС не имеет права оформлять ордера непосредственно на себя, и не делает этого. Ордер должен оформляться на подрядчика. Как уже рассказывал dp.ru, планировать сроки работ и предупреждать о перекрытых дорогах ГАТИ было бы проще, если бы ордера оформлялись еще до завершения конкурса, на дирекцию, а не на подрядчиков. Но на данный момент это незаконно, говорят в КРТИ.
Тяжелые случаи
Несмотря на все плюсы идеи с ведением рейтинга, нарушения в сроках работ она пока не устранила. В ГАТИ это объясняют тем, что единая система планирования в городе практически отсутствует. "Основной недостаток — подход ведомств. Например, у большинства ресурсоснабжающих компаний Петербурга вообще нет органа, который занимался бы планированием. Что касается дорожных организаций, они работают на виду, перекрывают только улицы, и вынуждены проводить более качественное планирование, впрочем, и здесь возникает немало проблем. Задача ГАТИ — свести все планы в единую городскую координационную программу", — говорит Сергей Савоськин.
Он добавляет, что где-то работы уже выполнены, но не оформлены, и это тоже усложняет планирование, и тоже учитывается в рейтинге. "Если благоустройство не проведено, оно как этап выполнения работ включается в показатели ордера. Если нарушители не платят штрафы, это также отражается в рейтинге. В самых тяжелых случаях приходится обращаться в службу судебных приставов или к мировым судьям за удвоением штрафа", — говорит Сергей Савоськин.
А кроме недостатков в планировании, существует и проблема с реализацией самих планов. Так, всем знакома ситуация, когда дорога уже перегорожена, а работы на ней все никак не начинаются. Как правило, это связано с тем, что подрядчик выигрывает в десятке конкурсов, а мощности имеет только для проведения работ на двух-трех объектах. Пока сроки позволяют ему затягивать работу, он это делает, и ни в ГАТИ, ни в организации-заказчике ничего поделать не могут.
Незапланированные цифры
Примечательно, что в красном списке находятся давно обанкротившиеся фирмы и компании, близкие к банкротству, не ведущие давно никаких работ. Например, в списке значится ООО "Дорожник-92", ЗАО "Акрос", ООО "ЦАДС СПб "Фирма резерв" и прочие. В ГАТИ это объясняют тем, что все эти компании не закрыли свои ордера до сих пор. Они просто исчезли. А решить бюрократический вопрос разрыва контракта и закрытия ордера их заказчик (как правило это КРТИ) не может довольно долго.
Учитывалась в рейтинге и невыплата штрафов. В ГАТИ уверяют, что 80-90% штрафов все-таки выплачиваются. В бюджет города и муниципалитетов за последние два года таким образом поступило около 300 млн рублей.
Интересно и то, что в 2013 году ГАТИ выдало 2000 разрешений на ограничения движения. При этом на проезжей части было еще 2500 незапланированных аварийных работ. Выходит, что внезапных дорожных работ гораздо больше, чем законно согласованных.
В ГАТИ рассчитывают, что их рейтинг "приживется", и заказчики начнут опираться на него, заключая договоры с подрядными организациями. Тогда из инструмента аналитики он может стать действующим механизмом, на основании которого будут расторгать договоры и даже рассматривать внесение компании в список недобросовестных компаний, которым закрыт доступ к госконтрактам.
Список из 30 лучших и худших компаний рейтинга ГАТИ вы сможете найти в выпуске "Делового Петербурга" от 24.04.2014.