Поучили друг друга жить

Автор фото: Свистунова Валентина
Петербургский международный экономический форум.

Петербургский международный экономический форум начался с обмена поучениями между представителями Европы и России о том, как следует вести себя властям, чтобы не наносить ущерб экономике.

На первой панельной дискуссии «Вклад бизнеса в экономический рост» председатель Global Counsel и бывший еврокомиссар по торговле Лорд Мандельсон предупредил, что присоединение Крыма может стать для России пирровой победой из-за больших издержек, необходимых для освоения бывшего украинского полуострова, которые усугубляются логистическими проблемами и политической напряженностью.
Лорд Мандельсон отметил большие успехи России в предыдущем десятилетии: с 2000 по 2010 год ВВП России рос в среднем на 5% в год, а ВВП на душу населения увеличился за 10 лет с 1/3 от среднего показателя по ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Однако затем экономический рост замедлился, а в последние месяцы и вовсе остановился.
Теперь, по мнению европейского эксперта, благоприятные условия для подъема российской экономики исчерпаны: мировые цены на энергоносители не растут, и есть риск их снижения в ближайшем будущем, инфляция внутри страны достигла 7,3%. Он посоветовал России изменить экономическую модель, снизив зависимость от экспорта углеводородов и уменьшив значение госпредприятий в пользу частных компаний.
По мнению Мандельсона, заявленные на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) структурные экономические реформы, о которых говорил президент РФ Владимир Путин, реализуются недостаточно активно и эффективно. Сейчас же России приходится проводить эти реформы в более сложных, чем год назад, внешних условиях. Сланцевая революция создает угрозу для доли России на рынке энергоносителей. Между тем треть российского экспорта составляют как раз энергоносители.
Отток капитала из российской экономики был достаточно велик даже до введения международных санкций из-за присоединения Крыма: $51 млрд за первый квартал 2014 года против $20 млрд, которые прогнозировал в прошлом году Банк России. Это было связано с опасениями насчет ужесточения денежной политики США, но теперь добавился еще один фактор: международные санкции, из-за которых новые инвесторы опасаются приходить в Россию.
Лорд Мандельсон перечислил ряд давно известных мер, которые необходимо предпринять российским властям, чтобы вернуть доверие инвесторов: снижение уровня коррупции, защита прав собственности, снижение доли государства в экономике
В ответ Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, посоветовал властям западных стран самим снизить влияние на бизнес, хотя бы в части рекомендаций руководителям и владельцам крупных компаний не ездить в Россию на экономический форум. Накануне ПМЭФ 2014 такие рекомендации от представителей администрации президента США получили, по данным газеты The New York Times, топ-менеджеры Goldman Sachs, Alcoa, PepsiCo, ConocoPhillips и Morgan Stanley.
Генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов, в свою очередь, порекомендовал тем же западным политикам при решении политических проблем применять дипломатические методы, а не наносить ущерб экономикам санкциями.
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев согласился с Лордом Мендельсоном во многом. В частности, в том, что экономика России остановилась: на 2014 год МЭРТ прогнозирует рост ВВП всего на 0,5%. Он сказал, что период восстановительного роста, основанного на недоиспользованных производственных мощностях и трудовых ресурсах, а также неудовлетворенном спросе, в России закончился, и ресурсы для дальнейшего подъема в значительной степени исчерпаны.
Сейчас, по мнению главы МЭРТ, возможен только инвестиционный тип роста экономики.
Рост промышленного производства на 2,4% в годовом исчислении в январе-апреле 2014 года, по мнению Улюкаева, был связан в немалой степени с ослаблением рубля относительно доллара и евро, что создало хорошие условия для импортозамещения. С другой стороны, колебания рубля заставили население покупать валюту и повлияли таким образом на показатель оттока капитала: примерно треть этого оттока капитала, почти $20 млрд, обеспечили домашние хозяйства, решившие перевести сбережения в валюту и валютные депозиты.
Зависимость экономики от цен на нефть, считает Улюкаев, будет снижаться в связи со стабилизацией или снижением цен на нефть. Так как возможности сильно нарастить экспорт нефти и газа у России нет, доля этого экспорта в экономике и в бюджетных доходах неминуемо упадет. Для стимулирования несырьевого экспорта российские власти создают региональные центры поддержки экспорта и механизмы субсидирования, кредитования и страхования экспортеров, а также реформируют торгпредства за рубежом.
Порадует бизнес, с точки зрения министра, и решение государства развивать инфраструктуру за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Буквально сегодня было принято решение о двух проектах с участием средства ФНБ и Российского фонда прямых инвестиций, один в области телекоммуникаций, другой – в области сетевого хозяйства», — заявил Алексей Улюкаев.
Он также напомнил о серьезном снижении издержек бизнеса за счет заморозки тарифов естественных монополий в 2014 году и о том, что государство рассчитывает, что бизнес направит часть сэкономленных таким образом средств на инвестиционные проекты.