Петербургские предприниматели создали мобильное приложение для виртуальных экскурсий по средневековому замку в латвийском городе Лудза. Пока проект не приносит прибыли, но бизнесмены хотят создать сеть парков дополненной реальности по всей Прибалтике
Петербургская фирма Pilgrim XXI выпустила мобильное приложение дополненной реальности LudzaCastle, которое воссоздает виды средневекового замка в латвийском городе Лудза. Поднимаясь на замковый холм, где сохранились только руины крепости, туристы могут увидеть на экране планшета замок, каким он был в XV веке. Для компании "Пилигрим" это первый проект, и теперь фирма рассчитывает создать подобные приложения для других регионов.
Многопрофильная технология
Стоимость создания мобильных приложений сильно варьируется: главная статья затрат в разработке — оплата труда специалистов, и, отказавшись от аутсорсинга, можно снизить затраты в разы. В среднем разработка приложения может стоить от $30 тыс. до $150 тыс. Также неохотно эксперты рынка прогнозируют возможную выручку — она зависит от популярности приложения у пользователей, а формулу этой популярности никто пока не нашел. Объем российского рынка приложений в 2013 году компании Game Insight и Json & Partners оценили в $330 млн.
В бизнес–инкубаторе "Ингрия", резидентом которого является Pilgrim XXI, над проектами с использованием дополненной реальности работает немало молодых фирм. Среди подобных проектов, например, AddReality, пакет программ для медиарекламы и инсталляций, реагирующих на местоположение аудитории. А проект FutureWatcher позволяет при помощи смартфона превратить печатный рекламный модуль в движущийся. "Образовательных же проектов в русскоязычном сегменте все еще мало, — рассказывают в "Ингрии". — Но к проекту "Пилигрима" уже проявили интерес в нескольких российских регионах, а платформа позволяет использовать объекты дополненной реальности в разных местах". Андраш Густи, директор по развитию студии "Бегемот–Бегемот", считает, что дополненная реальность несколько лет назад была "технологией будущего", а сейчас она находит практическое применение в разных сферах — от медицины до городских квестов. "Это именно тот способ взаимодействия с миром, которого ожидает современный пользователь, — продолжает Андраш Густи. — Но максимальную пользу сервис Pilgrim XXI приобретет, естественно, в том случае, если в доступе появятся новые объекты". Специалист добавляет, что пока не все устройства способны обрабатывать такие объемы графики и не все виды связи могут обеспечить достаточную скорость передачи.
Дополненный туризм
Для соучредителей проекта — Ильи Коргузалова, Дианы Сориной и Татьяны Черных — это первый опыт на рынке мобильных приложений, до этого они издавали туристический журнал и, перейдя в IT–сферу, решили продолжать специализироваться на туризме. Первая версия приложения была создана на средства Фонда предпосевных инвестиций, сумму вложений учредители пока не раскрывают, надеясь привлечь дополнительные средства: команда вошла в шорт–лист конкурса на получение грантов Фонда посевного финансирования Microsoft.
"Пока проект не приносит прибыли, но в дальнейшем мы планируем сделать приложение платным для клиентов, а в области продвижения сотрудничать с турфирмами", — рассказывает Татьяна Черных.
Разработкой приложения занимались двое штатных программистов компании, но иногда приходилось привлекать специалистов на аутсорсинге. Илья Коргузалов добавляет, что при создании приложения пришлось изучить множество архивных источников, консультироваться с историками. "Мы планируем создать сеть парков дополненной реальности по всей Прибалтике, — говорит Илья Коргузалов. — Как и в Лудзе, визуальная составляющая будет сопровождаться аудиомузыкальными экскурсиями. Для туристов мы составим гиды, рассказывающие о ближайших достопримечательностях".