ФАС заинтересовался тарифами на ЗСД

Автор фото: Надежда Ишкиняева

Антимонопольное ведомство рассматривает жалобу автомобилиста на рост тарифов на проезд по ЗСД. Цены на одном участке выросли на 30%, а на другом - на 133%. Если жалобу признают обоснованной, обслуживающей организации придется пересмотреть ценовую политику.

В Федеральную антимонопольную службу ( ФАС ) поступила жалоба на расценки на южном участке Западного скоростного диаметра (ЗСД). До 16 июня ведомство может возбудить дело о нарушении Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "Западный скоростной диаметр" (ЗСД).
В жалобе идет речь об изменении цен на проезд по ЗСД. После того, как тарифная сетка изменилась, проезд на участке от КАД до Благодатной улицы подорожал на 30%, а на участке от КАД до Обводного канала - на 133%. Сейчас ФАС запросил у "ЗСД" ряд документов, и должен сделать выводы на их основании.
Это уникальный прецедент: раньше расценки на платных трассах в России еще не оспаривались. Впрочем, и сам ЗСД можно назвать прецедентом, ведь в России больше нет платных магистралей в городской черте.
Стоимость проезда по этим участкам увеличилась после того, как южную часть ЗСД решили разделить на две зоны: от КАД до Благодатной улицы и далее до Обводного канала. Раньше проезд по всему южному участку стоил 30 рублей. Теперь он стал стоить 30 рублей и 40 рублей за каждую из двух зон, а всего - 70 рублей. Именно эти цифры в жалобе и переведены в процентное соотношение.
С другой стороны, у повышения цен есть объяснение: проезд по южному участку стоил 30 рублей в 2011 году, когда трасса начиналась развязкой с КАД и заканчивалась в районе Благодатной улицы. После открытия остальной части южного участка в 2012 году цены не повышали, хотя могли бы. Новые тарифы и зонирование ввели только 15 мая, вместе с открытием северного участка.
Но ОАО "ЗСД" не устанавливало тарифы. В лице этой организации город лишь выполнял свои обязательства по строительству трассы и некоторое время собирал деньги за проезд по южному участку. Дорога строилась и работает на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Из бюджета Петербурга выделялось 47 млрд рублей на строительство южного участка и 36 млрд рублей на строительство северного участка. Договор на эксплуатацию ЗСД до 2042 года заключен с ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС), которая принадлежит "Газпромбанку" и "ВТБ-Капитал".
По договору, именно "МСС" устанавливает тариф, и в этом вопросе может даже не прислушиваться к рекомендациям города. Единственное условие - не превышать предельный показатель. На январь 2013 года он составлял 103 рубля за проезд по любому из участков платной трассы. Эту цифру Смольный высчитывает, исходя из ВВП, инфляции и других показателей.
Деньги с водителей также собирает "МСС", но все они будут вкладываться в строительство центрального участка, пока его не сдадут. Участие города в дальнейшей судьбе ЗСД сейчас ограничено инвестированием 51 млрд рублей из 128 млрд рублей, на которые этот участок и строится. Его планируют сдать весной 2015 года. Еще 25 млрд рублей инвестирует Внешэкономбанк, 10 млрд рублей — Евразийский банк развития, 10 млрд рублей — Европейский банк реконструкции и развития, 8,5 млрд рублей — ВТБ и 8,5 млрд рублей — Газпромбанк, а также 9 млрд рублей — сама "МСС".
"После рассмотрения дела ответчик может измениться. Такие прецеденты встречаются. Но жалоба поступила именно на ОАО "ЗСД", и мы должны начать с ее рассмотрения", - уточнили dp.ru в ФАС. Там также отметили, что жалоба поступила от простого водителя, а не от юридического лица. Руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров назвал это дело "очень важным и социально значимым, касающимся, без преувеличения, сотен тысяч петербуржцев".
В самом "ЗСД" dp.ru сказали, что заявление ФАС было для них неожиданностью. В компании должны изучить его, чтобы сформулировать свою позицию. В "МСС" ситуацию не комментируют, поскольку пока все претензии адресованы "ЗСД", а в "МСС" никаких бумаг или звонков от представителей ФАС не поступало.
Между тем, в последнее время на подъездах к пунктам оплаты ЗСД периодически образовывались пробки. Водители обсуждают причины, по которым они возникают. Общественные активисты уже предлагали открывать шлагбаумы и пропускать поток машин бесплатно, поскольку платная дорога должна быть комфортной. Возможно, недовольство водителей было вызвано как раз ситуацией с пробками, а жалоба в ФАС стала лишь последствием. Но заторы на подъездах к пунтам оплаты стали гораздо меньше после того, как водители привыкли к новому разделению на зоны и к новым тарифам. В "МСС" планируют стимулировать автомобилистов к установке транспондеров, чтобы максимальное количество машин проезжало, лишь притормаживая перед шлагбаумом.
Два года назад ФАС уже интересовался работой ОАО "ЗСД". Но причиной были не тарифы, а проведение конкурса на обязательный ежегодный аудит бухгалтерской отчетности компании. На это жаловался депутат ЗакСа Петербурга Максим Резник. Он же направлял запрос губернатору на проверку экологической обстановке в районе строительства скоростной дороги. Но обращения Резника ни к чему не привели.