Георгий Полтавченко заявил, что не намерен "делиться" с оппонентами подписями муниципальных депутатов, чтобы они могли пройти фильтр. Но сделать это так или иначе придется, просто формально без участия Смольного.
"Мне не с кем и нечем делиться", — ответил Георгий Полтавченко на вопрос, поделится ли он с возможными оппонентами подписями муниципалов. Для выдвижения на выборы кандидату нужно собрать в свою поддержку автографы 10% местных депутатов, причем должны быть представлены три четверти муниципалитетов Петербурга, а всего их 111.
На выборах мэра Москвы в прошлом сентябре так поступил Сергей Собянин — распорядился предоставить подписи оппонентам. Иначе никто из них не мог пройти муниципальный фильтр — подавляющее большинство мест принадлежит единороссам. Георгий Полтавченко почему-то сказал, что не слышал о том, чтобы Собянин обращался с такой просьбой. Хотя московский градоначальник не раз говорил, причем в телеэфире: "Считаю, что у москвичей должно быть больше выбора, больше разных точек зрения на развитие города... Считаю вполне возможным, что мы окажем поддержку в сборе подписей от мунициальных депутатов", "Я попрошу муниципальных депутатов все же рассмотреть возможность поставить свои подписи и дать Алексею Навальному возможность полноценного участия в избирательной кампании".
Но, заключил Полтавченко, "в любом случае мы живем в Петербурге, а не в Москве". Фильтр этот не государственный, а муниципальный, разъяснил градоначальник, то есть с него спроса никакого.
Скорее всего, губернатор хочет сказать, что сам он к этому отношения иметь никакого не будет. Разница между ним и Собяниным заключается здесь в том, что московский мэр одновременно руководит столичным отделением "Единой России". Поэтому он мог обратиться к муниципалам по партийной линии. Полтавченко же — беспартийный, а формально у нас местная власть исполнительной не подчиняется никак.
Есть, однако, факт: без "распоряжений" выборы рискуют стать безальтернативными. Чего по закону быть не может. Сейчас из 1443 муниципальных депутатов (всего мандатов — 1560, но многие сложили полномочия, и в каждом муниципалитете есть хотя бы одно вакантное место) более тысячи представляют "Единую Россию". У "Справедливой России" есть 80 депутатов, около 30 у КПРФ, по три — у "Яблока" и "Гражданской платформы" (эти трое, правда, формально самовыдвиженцы"), около десятка у ЛДПР. Количество независимых муниципалов глава Совета муниципальных образований Всеволод Беликов оценил примерно в 300 человек.
Точно подсчитать сложно — во-первых, многие депутаты меняли партийную принадлежность. Например, по итогам выборов 2009 года от "Справедливой России" прошло 106 кандидатов. Но сейчас их уже 80. "Единая Россия" по итогам провела 1160 человек, 195 были самовыдвиженцами. Если сравнить с оценками сегодняшнего дня, получается, что многие предпочли перейти из партий в статус независимых или поменять флаг. И неясно, в какой лагерь записывать человека, если он избирался от "СР", а сейчас работает помощником депутата от "Яблока". Наверняка на него рассчитывают и те, и другие. Во-вторых, независимый статус депутата вовсе не значит, что он не входит в орбиту влияния тех же единороссов или районной администрации, что в данном случае одно и то же. Справедливо и наоборот — и оппозиционные политики утверждают, что в их команде не только несколько партийных депутатов, но и десяток-другой сочувствующих. Насколько окажутся тверды эти сочувствия, когда дело дойдет до подписей, с уверенностью сказать нельзя. С другой стороны, есть немало депутатов, которые не собираются переизбираться в сентябре, и им, по идее, уже все равно. На таких в оппозиции рассчитывают.
Так или иначе, даже если 300 независимых кандидатов на первый взгляд хватает на пару спарринг-партнеров для Полтавченко, на самом деле тут вмешивается фактор "представительства трех четвертей". Кроме того, выборы ведь должны еще и выглядеть легитимными, а значит, на них должны быть представлены как минимум крупнейшие партии, и желательно оппозиционеры.
"Лично я и мои коллеги поддерживаем Полтавченко и никаких подписей никому предоставлять не собираемся", — безапелляционно заявил глава СМО Всеволод Беликов (в Москве именно аналогичная структура занималась распределением подписей). Он, правда, согласился, что может возникнуть проблема отсутствия иных кандидатов, но заметил, что это "не его проблемы".
Конечно, это проблемы не Беликова. Решать их будут на уровне администрации президента. Если там сочтут нужным участие тех или иных кандидатов, то подписи придется предоставлять. Но делать это, видимо, формально будут не через губернатора, а через "Единую Россию", где уже и смогут сделать вид, что муниципалы сами за этих кандидатов согласились подписи поставить, а за этих — наотрез отказались. Мнение самого Георгия Полтавченко в подборе кандидатов тоже весомо, считает политолог Григорий Голосов, если он посчитает Оксану Дмитриеву удобным или неудобным соперником, то к нему прислушаются.